Можно ли с помощью духовных практик управлять мозгом? Да, — считают российские физиологи.
На недавнем Национальном конгрессе по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике были озвучены предварительные результаты изучения физиологических процессов в мозге человека, сопровождающих различные виды медитации. За 1,5 года группа учёных из Института мозга человека РАН и других научно-исследовательских учреждений исследовала различные виды медитации у более чем 100 монахов-практиков в 7 буддийских монастырях на юге Индии. Было подтверждено, что опытные монахи могут влиять на глубинные механизмы работы мозга, обычно не подвластные нашей воле, и даже менять своё физическое состояние после смерти.
Непроходимый барьер
Владимир Кожемякин, «АиФ»: Святослав Всеволодович, научили ли вас монахи-практики управлять мозгом?
Святослав Медведев: В принципе каждый из нас умеет это. Вопрос: в какой степени? Хотелось бы понять, какие физиологические процессы сопровождают переход в изменённое состояние сознания. Это когда под действием какого-то фактора меняется восприятие внешнего мира и наша реакция на него: становятся другими субъективное течение времени, порог внушаемости и связь с действительностью, искажаются представления о реальности и осознание себя в ней. Человеку может казаться, что прошёл час или больше, а на самом деле — лишь несколько минут. Он также может иначе, чем обычно, воспринимать своё тело, расположение и размеры его частей. Такие кратковременные состояния могут возникать во время экзамена, прослушивания музыки, увлекательного чтения, игры, при экстремальных физиологических и психологических состояниях, во время родов. Но изменить своё сознание можно и искусственно — с помощью обрядов, ритуалов, психоактивных препаратов, гипноза и других психотехник.
— Есть ли в медитации нечто, не вписывающееся в привычные представления о мозге и законах природы?
— Мозг человека — сложно устроенный объект. Он может делать очень хитрые, нестандартные вещи, но не нарушает законов природы. В эти законы, конечно, не будет вписываться, если мы обнаружим в нем, например, термоядерную реакцию. Но слишком многое мы просто не можем объяснить. В физике, скажем, все понятно: что может быть, а что нет. А в случае с мозгом трудно сказать, чего быть не может. Скорее всего, мы просто не способны найти разумного объяснения для себя.
Например, я пока не очень понимаю, почему традиционные буддийские медитации, выполняемые опытными практиками, изменяют работу глубинных, базовых механизмов мозга. И, с другой стороны, как мозг и организм человека обеспечивают изменённые состояния сознания, и в частности — медитацию. Мы убедились, что медитирующий человек может поставить реальный непроходимый барьер между мозгом и окружающей средой. Теперь надо понять: как это происходит? За счет чего?
— Вы сказали, что мозг монаха во время медитации не получает сигналы, идущие извне, хотя их воспринимает даже мозг человека, находящегося в коме. Что тут из ряда вон выходящего?
— Медитация позволяет воздействовать на автоматические механизмы мозга, которые отвечают за контакт с внешним миром, и в нормальной ситуации не регулируются. Это очень глубокое воздействие. Сигналы извне, поступающие в мозг от пяти органов чувств, на каком-то участке просто блокируются: человек их не распознает. Представьте: сигнал из телецентра поступает в исправный телевизор, но на экран не идет. Он «пытается» чтобы его восприняли и показали картинку, а его игнорируют.
Опытные монахи при медитации начинают как бы уходить из мира. Их мозг действительно не слышит, и не обращает внимания на сигналы «снаружи».
Ни жив ни мёртв
— Что такое медитация в принципе?
— Термин «медитация» объединяет огромное количество практик. Знаете, как можно заставить медитировать ребёнка? Провести по земле черту, дать ему колокольчик и сказать: «Иди по этой черте так, чтобы колокольчик не звенел». Это самый первый уровень медитации...
Кроме того, она очень изменчива. Человек может медитировать хорошо, или плохо. А спрашивать: «Как ты медитируешь?» — это табу. Даже интересоваться, на что монах медитирует — и то недопустимо. А уж «как»... Любой монах ответит: «Да так себе...».
А самым необычным и до сих пор непонятым объектом изучения стал для нас феномен так называемой посмертной медитации, известный у тибетских буддистов как тукдам. Это состояние человека описывается как угасание всех жизненных функций, но с отсутствием разложения тела, хотя медицинские приборы уже зафиксировали факт смерти. Тела некоторых умерших практиков могут не подвергаться разложению в течение многих дней, месяцев или даже года после того, как была установлена биологическая смерть. До сих пор разумных гипотез о механизмах такого состояния нет. В буддизме и индуизме считают, что монах может войти в тукдам в момент медитации, особенно если он практиковал определенные ее виды в течение всей жизни. Я слышал об этом феномене достаточно давно, но считал всё это легендой. Но когда увидел тело умершего монаха в подобном состоянии, то изменил своё мнение.
— В какую сторону?
— Суть большинства религий — это некая подготовка к достойной смерти. Буддизм не исключение. Для этого у буддийских монахов есть официальные виды медитации: этакие тренировки умирания, которые в итоге приводят к тукдаму. Что интересно: человек в таком состоянии продолжает сидеть с поднятой головой (то есть в том же положении, в котором его застала смерть) и действительно не разлагается. И это в Индии, на жаре, при которой кусок мяса, положенный на стол утром, к вечеру уже портится. С человеческим же телом ничего подобного не происходит: нет ни окоченения, ни трупных пятен, ни вздутия, а кожа сохраняет свои обычные свойства и не становится пергаментной. И совсем нет характерного запаха. Когда же наступает срок, голова вдруг неожиданно падает набок и тело начинает разлагаться, причём необычайно быстро, буквально на глазах.
Я видел людей, умерших именно так, и в течение нескольких дней наблюдал тело монаха в состоянии тукдама. В окружении Далай-ламы действует система оповещения о случаях тукдама у монахов-практиков. Когда что-то такое происходило, мы выезжали на место и приступали к работе.
— Формально это были мёртвые тела или нет?
— С точки зрения фиксации смерти для пересадки органов, например, — да, мёртвые. Мы записывали электроэнцефалограмму, мерили температуру, пытались фиксировать признаки сердечно-сосудистой деятельности. Но сердце «молчало», на ЭЭГ была полная прямая линия, отсутствовал кровоток. Организм не показывал никакой активности. Сначала мы решили, что тукдам — это состояние, которое поддерживается мозгом человека. Теперь уже ясно, что это не так.
И ещё один субъективный момент. Когда я вхожу в помещение, где находится умерший, и тем более прикасаюсь к нему, то, как и любой человек, если только он не патологоанатом, испытываю чувство даже не брезгливости, а какого-то стойкого отторжения, желания держаться подальше. Я как бы переступаю через себя. А тут ни малейшего желания отстраниться не было — наоборот, было чувство спокойствия. Это очень странная вещь: вы трогаете мёртвого человека, и у вас почему-то нет ощущения, что он умер. Как будто мы вошли в комнату, где находится спящий. Это восприятие было общим и у меня, и у присутствовавших там женщин — сотрудниц института. В воздухе, я бы сказал, полностью отсутствовало ощущение смерти.
Молекуле не прикажешь
— Вы рассказывали: «Похоже, будто каждая клеточка тела получала приказ не разлагаться». Какой может быть его природа?
— На мой взгляд, только химической. Молекуле приказать нельзя. Я не уверен, что молекула может подчиняться силе духа. А вот выброс какого-то вещества, которое кровь доставляет до каждой клетки организма, вполне возможен. Я не очень верю в неизвестные источники энергии. Мозг способен передавать сигналы только двумя способами: электрическими импульсами (которых нет, если человек умер) или с помощью химии. Если отсутствует кровоток, доставить химический сигнал невозможно. Но это вероятно, если «приказ» был отдан ещё при умирании.
— Откуда мог исходить этот приказ? Из мозга?
— По-видимому, да. Известно много случаев, когда мозг существенно меняет ситуацию с телом. Например, лётчик смог посадить самолёт фактически полумёртвым и умер, лишь когда колёса шасси коснулись земли. Или, как помню сам, дальнобойщикам в «Совтрансавто» было запрещено обращаться за помощью к медикам за рубежом. Так вот, бывало, что водители доводили свой грузовик до границы и умирали, как только ступали на нашу землю. То есть сердце их уже не могло работать, но мозг какой-то мощной волей поддерживал в организме жизнь... Может быть, то, что люди не излечиваются от некоторых болезней, связано ещё и с тем, что им не дают мотивации к этому.