Лекарство из опилок. Учёная разработала вещество для терапии рака

Елена Зелина. © / Дмитрий Овчинников / АиФ

26-летняя Елена Зелина разрушает все стереотипы об университетском лаборанте: пирсинг, разноцветная татуировка на руке, скрытая под белым халатом, ослепительная улыбка и большие любопытные глаза. Однако, как говорится, внешность обманчива. За миловидным обликом скрывается настоящий учёный, автор более десяти исследовательских публикаций.

   
   

«Во время учёбы мне привили любовь к науке, как бы наивно это ни звучало. После магистратуры пригласили работать здесь, в университете. Тогда ещё не знала, насколько смогу влиться во всё это. Я увидела чистую науку. И не пожалела», — вспоминает она.

Пермячка трудится в должности младшего научного сотрудника кафедры природных и биологически активных соединений химфака. Последнее её исследование посвящено веществу, из которого в будущем, возможно, получится сделать лекарства от рака.

Пермячка трудится в лаборатории в должности младшего научного сотрудника кафедры природных и биологически активных соединений. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

В 2016 году со своим проектом девушка победила на российском конкурсе «Умник». Она получила грант от Фонда содействия инновациям в размере 500 тысяч рублей на дальнейшую разработку соединения.

Дёшево и просто

В химическом корпусе по коридору, пропахшему аммиаком и серой, снуют пугливые первокурсники, пытаясь отыскать нужную аудиторию. Рядом находятся лаборатории. Внутри спокойно, лишь разговоры сотрудников и глухой шум от оборудования перебивают тишину в комнате.

Вновь улыбнувшись, Елена Зелина достаёт макет соединения под трудновыговариваемым названием «пирролодиазепин» — плод разработок последних лет. По её словам, вещество потенциально способно останавливать развитие раковых клеток в организме.

«Мы не выбирали вещество, оно выбрало нас, — смеётся молодая учёная. — После пилотных опытов удалось выделить два образца с доказанной структурой и изучить их поведение в процессе реакции».

   
   
Аналогов разработки пермской учёной в России нет. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Девушка предлагает синтезировать вещество из фурфурола. Если говорить проще, то это элементарные отходы сельского хозяйства и лесотехнической промышленности, в том числе опилки, рисовая шелуха, кукурузные початки. Благодаря этому можно наладить дешёвое и быстрое производство для будущего лекарства.

«Исходное сырьё не нужно закупать в зарубежных странах. Всё есть в России. Метод получения очень простой и не требует больших затрат», — добавляет Елена.

Учёный-пиарщик

Аналогов пермской разработки в России нет. В мире существуют подобные вещества, но их получение обходится в приличную сумму и занимает много времени. На практике в будущем лекарство, полученное из пирролодиазепина, поможет не только при терапии онкологических заболеваний, но и может использоваться как антидепрессант, проявлять противовоспалительную и противобактериальную активность.

На дальнейшую разработку и тестирование вещества понадобится до 10 лет, если не больше. Основная часть времени уйдёт на доклинические и клинические испытания. Единственная загвоздка — это финансирование.

Макет соединения, созданного Еленой Зелиной. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Получив грант, Елена планирует потратить деньги на исследование вещества: средства пойдут на зарплату научной группы, поездки на конференции и закупку оборудования.

«Современному учёному живётся довольно трудно, — вздыхает Елена. — И не только российскому, но и зарубежному. В какой-то степени можно сказать, что все существуют только на гранты. Больше половины времени тратится на написание заявок, на поиск источников финансирования. Чтобы добиться успеха, нужно быть не только учёным, но и маркетологом, даже пиарщиком, тем самым опережая конкурентов».

Кандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры природных и биологически активных соединений ПГНИУ Максим Учускин, работающий в команде вместе с Еленой Зелиной, считает, что в последнее время наукой перестают заниматься только ради науки. Теперь главный смысл исследовательских трудов — приносить пользу людям.

Кандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры природных и биологически активных соединений ПГНИУ Максим Учускин. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Мы занимаемся фундаментальной работой, но при этом ищем пути для применения полученных нами объектов, — говорит Максим Учускин. — У Лены крайне симпатичные молекулы, маленькие и лёгкие, быстро растворяются в воде. Она разработала новый метод синтеза, что, бесспорно, является прорывом. Впереди — годы испытаний. И работы тоже много».

Смотрите также: