«Ищу в математике гармонию». Учёный о науке, открытиях и молодёжи

Всеволод Солонников. © / кадр из видео

В этом году исполняется 90 лет выдающемуся российскому математику, получившему большое признание в мировом научном сообществе, Всеволоду Алексеевичу Солонникову. Он занимается исследованиями более 60 лет и до сих пор работает в Санкт-Петербургском отделении Математического института имени В. А. Стеклова РАН. За годы научной деятельности ученый опубликовал порядка 250 работ по теории дифференциальных уравнений в частных производных и теории функций. Его труды оказали серьезное влияние на математиков многих стран. В День российской науки Всеволод Алексеевич рассказал aif.ru о том, как поменял музыку на теоретическую физику, чего достиг за полвека исследований и чем заняты его мысли сейчас.

   
   

Тяга к научному познанию у Всеволода Алексеевича появилась с самого детства. Еще до войны, будучи мальчиком, он любил перебирать книги из большой домашней библиотеки, смотреть большой атлас и листать энциклопедию. Потом началась Великая Отечественная война. В тяжелое время блокады Ленинграда умерла мать Всеволода — Галина Сергеевна. И девятилетний мальчик оказался в эвакуации, в детском доме в Кировской области. Сначала он мечтал стать музыкантом, но потом поменял ноты на уравнения.

Вместо струн — формулы

Aif.ru: — Всеволод Алексеевич, вы хотели связать жизнь с музыкой, поступили в консерваторию. Как так получилось, что потом вы кардинально поменяли сферу интересов и ушли в науку?

Всеволод Солонников: — Да, я сначала полагал, что буду музыкантом. После войны я учился в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. Поступил в седьмой класс по специальности виолончель, жил в интернате при этой школе. После решил поступать в консерваторию. На виолончель мне поступить не удалось, поэтому отучился один курс на теоретико-композиторском факультете.

Еще во время обучения в десятилетке учителя (а в особенности замечательный учитель физики Юлий Аронович Мирский) заметили мои склонности к точным наукам. И после года в консерватории я понял, что меня больше привлекают математика и физика, поэтому, закончив первый курс, я поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета. Там работали выдающиеся ученые: Владимир Иванович Смирнов, Ольга Александровна Ладыженская и другие. Они читали выдающиеся лекции по математическим наукам и объясняли студентам, что природу можно описать с помощью формул и исследовать ее явления, изучая свойства решений уравнений математической физики.

Из Италии в Россию

— Вы занимаетесь исследованиями более 60 лет. Насколько за это время изменилась отечественная наука?

   
   

— В советское время наука имела большой престиж, быть ученым было почетно. Потом наступили трудные времена девяностых и нулевых годов, поддержка науки весьма ослабела. Многие молодые ученые вынуждены были уехать за границу, чтобы там продолжить свои исследования.

Я сам много времени провел за рубежом, сотрудничал с учеными из европейских стран, Японии, Китая, США. Несколько лет работал в Лиссабонском университете, вузах Франции и Германии, был профессором университета города Феррара в Италии. Там у меня появились коллеги, которые стали мне друзьями, с которыми у меня нашлись общие научные интересы. Мы наладили плодотворное сотрудничество между нашими институтами.

Сейчас российская наука возрождается, молодые люди снова хотят заниматься исследованиями. И я надеюсь, что в ближайшее время мы еще узнаем о новых выдающихся российских ученых как в области математики и естественных наук, так и в других областях.

— Какое исследование вы считаете самым важным в своей жизни и почему?

— Поскольку я больше математик, чем физик, мои научные интересы связаны преимущественно с теоретической наукой. В математике я нахожу такую же гармонию, как в музыке.

Я занимаюсь математической гидродинамикой, интерес к которой привила мне мой научный руководитель Ольга Александровна Ладыженская. Считаю, что самое важное достижение в этой области в том, что мне удалось развить идеи выдающегося математика Александра Михайловича Ляпунова по устойчивости фигур равновесия вращающейся ограниченной жидкой массы. Александра Михайловича можно назвать одним из родоначальников санкт-петербургской математической школы.

Я обобщил его аналитический метод на случай наличия поверхностного натяжения на границе вязкой жидкости. И мне удалось найти такие условия, при которых при малых начальных данных и малом отклонении начальной формы жидкости от фигуры равновесия поверхность жидкости стремится к этой фигуре. А движение жидкости приближается с течением времени к вращению жидкости твердого тела. Я показал, что устойчивой фигурой равновесия для вращающейся капли является сплюснутый сфероид.

Найти ответы на вопросы

— Даже в таком почтенном возрасте вы продолжаете трудиться в Санкт-Петербургском отделении Математического института имени В. А. Стеклова. Над чем работаете сейчас?

— Со своей ученицей, доктором физико-математических наук Ириной Денисовой мы написали и в 2020 году издали книгу «Движение капли в несжимаемой жидкости». Сейчас работаем над вторым томом, в который войдут недавние работы о движении сжимаемых и разнородных жидкостей, имеющих как сжимаемый, так и несжимаемый слой.

В прошлом году у нас с ней были опубликованы две работы в престижных международных журналах на тему движения двухслойной капли, близкой к фигуре равновесия, которая вращается с постоянной скоростью вокруг вертикальной оси. Мы доказали, что ее форма стремится к двум вложенным сфероидам, а движение самой жидкости — к движению капли как твердого тела. Такую же форму имеет наша планета.

Я надеюсь, что это исследование будет полезно ученым, занимающимся изучением движения Земли, которая, как известно, состоит из нескольких слоев жидкой магмы.

— В День российской науки какое напутствие вы могли бы дать молодым ученым?

— Что пожелать молодым ученым? Благодаря науке я прожил очень увлекательную, насыщенную жизнь. Побывал во многих странах, встречался с интересными людьми, находил ответы на интересующие меня вопросы.

Наука — это здорово! Я пожелаю молодым исследователям любить науку, верить в себя, стремиться узнать ответы на вопросы, на которые еще не ответило человечество. Но не витать в облаках, а решать задачи, которые можно решить. И, конечно, удачи в начинаниях!