Вечером 14 ноября ленты российских и зарубежных СМИ запестрели срочными сообщениями о ЧП в Подмосковье: по данным источников, без связи остался расположенный в Королёве Центр управления полётами.
Космонавты едва не остались на орбите
Изначально появилось предположение, что причиной аварии стал обрыв кабеля в районе Щёлково, где расположен один из центров космической связи Роскосмоса. Однако затем эта информация не подтвердилась, и специалисты начали лихорадочный поиск неисправности.
Масштаб происшествия в первые минуты был неясен. Появилась даже информация о том, что из-за ЧП будет перенесена запланированная на 19 ноября посадка российского космического корабля «Союз ТМА-05М» с экипажем в составе космонавта «Роскосмоса» Юрия Маленченко, астронавта NASA Саниты Уилльямс и астронавта Японского космического агентства JAXA Акихико Хошиде. Но вскоре руководитель пресс-службы «Роскосмоса» Алексей Кузнецов сообщил, что сроки посадки «Союз ТМА-05М» останутся прежними.
Источники в ЦУПе сообщали, что специалисты из-за проблем со связью не имеют возможности давать команды большинству гражданских космических спутников РФ и российскому сегменту МКС. Однако гендиректор Центрального НИИ машиностроения Геннадий Райкунов, в подчинении которого находится и Центр управления полётами, заявил, что обрыв кабеля никак не повлияет на безопасность российской космической группировки.
Чуть позже начальник управления пилотируемых программ «Роскосмоса» Алексей Краснов сказал, что связь с МКС дублируется через системы связи США. В управлении пресс-службы и информации Минобороны по войскам Воздушно-космической обороны сказали, что военная группировка спутников управляется по резервным каналам связи.
Тем временем специалисты компании «Акадо Телеком», которая обслуживает повреждённый кабель, в течение нескольких часов вели поиск места повреждения. Были обследованы канализационные коллекторы, где проходит кабель связи, а ближе к утру специалисты компании начали проверять коммуникации в районе АТС в Мытищах.
Чик-чик – и Россия без космоса
Наконец, представитель оператора связи «Акадо телеком» Денис Рычка объявил, что причина «ЧП космического масштаба» обнаружена. Как выяснилось, эта причина – ремонт, проводимый другим оператором связи на своих коммуникациях, расположенных рядом с теми, что обеспечивают связью Центр управления полётами.
Было установлено, что два ремонтных рабочих по ошибке нечаянно вырезали сегменты двух оптоволоконных кабелей, в результате чего для всего российского космоса и наступил если не конец света, то конец связи.
Специалисты «Акадо Телеком» планируют устранить аварию в кратчайшие сроки.
Нужно отметить, что Центр управления полётами не в первый раз попадает, так сказать, в «интересное положение» из-за проблем со связью. Чуть менее двух лет назад, в декабре 2010 года, ЦУП в течение нескольких часов не получал информацию в штатном режиме от находившегося на орбите пилотируемого космического корабля «Союз». Тогда специалисты тоже поспешили уверить журналистов, что происшествие никак не повлияет на безопасность космонавтов.
Информация о «Союзе» в штатном режиме должна была поступать в ЦУП с наземного пункта в Краснознамёнске по оптико-волоконной сети, но, по данным источников, кабель был повреждён.
Как сообщал источник в ЦУПе, специалисты не исключали даже, что кабель был перерублен умышленно.
Впрочем, как показывает нынешняя история, вывести из строя стратегический объект можно и совершенно нечаянно.
– У многих операторов обслуживанием и ремонтом кабелей занимаются люди, плохо подготовленные, а порой и откровенно некомпетентные, – рассказал АиФ.ru технический специалист одной из известных столичных компаний – операторов связи, просивший не называть его имени. – Ситуация с ЦУПом получила широкий резонанс из-за значимости объекта, а вообще, подобных инцидентов более чем достаточно. Прибавьте к этому и такой момент – оптико-волоконные кабели проходят через городские коммуникации, а их ремонтом чаще всего занимаются трудовые мигранты из республик бывшего Союза. А они не то что перерубить кабель нечаянно, они его и совершенно сознательно к стене гвоздями приколотить могут, пробивая его насквозь!
ЧП в ЦУПе – далеко не единственный пример того, как важнейший объект становился жертвой преступного разгильдяйства.
Осторожно, следующая станция «Свая»!
В марте 2006 года инцидент в московском метрополитене чудом не обернулся катастрофой с большим числом жертв. Прямо в вагон поезда, следовавшего на перегоне между станциями «Войковская» и «Сокол», была вбита строительная свая. Ещё одна свая оказалась на пути поезда. От трагедии спасло лишь то, что происшествие случилось не в час пик, поезд шёл не на высокой скорости, а машинист мгновенно сориентировался и остановил состав.
Тем не менее коммуникациям метро был нанесён ущерб, движение поездов было прервано на несколько часов, а многим пассажирам потребовалась психологическая помощь.
Милиционеры, прибывшие к месту происшествия, обнаружили, что аккурат над тоннелем, где шла эвакуация людей из пострадавшего поезда, рабочие продолжают забивание свай. Как выяснилось, на этом месте планировалась установка рекламного щита.
Проверка показала, что у фирмы, занимавшейся установкой рекламного щита, не было ни полного пакета документов на работы, ни схемы подземных коммуникаций в месте их проведения.
По словам рабочих, они понятия не имели, что внизу проходит линия метро. Хотя некоторые сомнения закрались, когда первая из свай полностью ушла под землю. Но несмотря на это, они продолжили свою работу. В результате в тоннель метро угодили четыре сваи, две из которых пришлись на злосчастный поезд.
Самое интересное, что руководитель фирмы «Полюс-М» Радислав Лыба, сваи которого и угодили в метро, до этого момента вообще не занимался строительными работами, и установка рекламного щита стала его первым заказом.
В итоге суд, помимо возмещения многомиллионного ущерба, приговорил Лыбу за нарушение правил при ведении строительных работ к 2 годам лишения свободы условно.
Но, как показывает свежий случай с ЦУПом, от некомпетентности, халатности и разгильдяйства у нас и сегодня может пострадать любой объект, каким бы государственно значимым он ни был.
Смотрите также:
- На МКС возникли проблемы в работе оборудования из-за нехватки электропитания →
- «Союз ТМА-20» не смогли привезти на Байконур в целости и сохранности →
- ЦУП решил создать резервный канал связи →