Не доверяйте названию
Специалисты РГУ нефти и газа им. И. Н. Губкина утверждают, что не менее трети топлива, которое продаётся на российских бензоколонках, - суррогат. Вместе с ним в двигатель автомобиля попадают свинец, нафталин, этиловый спирт, ацетон. Эта ядерная смесь может оказаться смертельной как для дорогой иномарки, так и для отечественного авто.
Заправка со знакомым названием, которому вы доверяете, не панацея. Существует много недобросовестных предпринимателей, которые используют в своём логотипе известный бренд нефтяной компании, добавляют к нему второе слово (например, «Ойл», «Премиум») и вполне успешно торгуют топливом сомнительного качества. Так, 6 августа прошлого года в казанские автосервисы на эвакуаторах привезли более 600 автомобилей. И у иномарок, и у наших «шестёрок», и даже у грузовиков симптоматика была схожей: машина сначала периодически глохла, потом двигатель резко нагревался... и, наконец, авто переставало заводиться. Все пострадавшие водители заправлялись в этот злополучный день на автозаправке «Роснефть премиум». К компании «Роснефть» она не имела ровно никакого отношения: предприимчивый владелец просто воспользовался раскрученным брендом и сделал его частью нового названия.
Покупателей, которые выстаивали у заправки часовые очереди, привлекало не только знакомое название, но и цена. В ходе расследования программы «Среда обитания» (Первый канал) выяснилось, что летом за литр 92-го бензина на этой АЗС брали всего 18 руб. Но экономия обернулась огромными тратами на ремонт.
Владельцы сломавшихся машин обратились на «горячую линию» Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов. Специалисты отправили пробы бензина на исследование. Оказалось, что содержание смол в дешёвом топливе в 36 раз превышало нормативы ГОСТа. У двигателей просто не было шансов. «Смолы склеивают клапаны, и мотор отказывает - после этого требуется полная замена двигателя», - говорит Анвар Хазиев, руководитель лаборатории МАДИ-ХИМ.
Чтобы не попасть в похожую ситуацию, обратите внимание на название бензоколонки - любые лишние слова указывают на то, что ничего общего с крупной топливной компанией заправка не имеет.
Впрочем, и «надёжное» название не даёт стопроцентной гарантии. Ведь около трети автозаправочных станций известных брендов в России работают по франшизе - громкий бренд они берут «напрокат».
Проверьте чек!
Нефтяная компания, которая продаёт права на использование своего имени, конечно, выставляет бизнесмену определённые требования, в том числе и касающиеся качества бензина. Но на деле нефтяники не могут (или не хотят?) контролировать всё, что происходит на франшизных заправках. И что именно там зальют - качественный бензин или невообразимую химическую смесь, - остаётся только гадать.
Как определить заправку, работающую по франшизе? Посмотрите на прайс-лист АЗС (он находится на окне кассы) и на чек, если вы уже заправились. Если в них значится не только известный бренд, но и какое-то другое название - вы не на оригинальной заправке.
«Опытным путём выберите одну заправку и всегда заправляйтесь на ней», - советует Александр Жуков, и. о. главного инженера ГУП «Автохозяйство ФХУ мэрии Москвы».
Опечатайте бензобак!
Если вы оказались на новой заправке, не стесняйтесь - потребуйте сертификат на топливо. За спрос денег не берут, а вот за ремонт автомобиля взять не постесняются. По закону кассир обязан предоставить документацию по первому требованию. В сертификате должно быть написано: откуда и когда привезли бензин, по ГОСТу или по ТУ он произведён и какие присадки были использованы. «Топливо не должно содержать марганца и железосодержащих присадок», - говорит Алексей Дедов, завкафедрой общей и неорганической химии РГУ нефти и газа им. И. Н. Губкина.
В случае если вы всё же оказались жертвой мошенников, действуйте хладнокровно. Купите канистру и залейте в неё минимум литр топлива, которым заправлен ваш сломанный автомобиль. Попросите оператора опечатать её, поставить число и подпись. Отказывается? Тогда звоните на «горячую линию» Роспотребнадзора (её телефон должен быть на информационном стенде у кассы). Далее попросите работников автосервиса сделать отбор пробы из бензобака. Сам бак опечатайте, а пробу отвезите на экспертизу. Печать не вскрывайте до получения результатов экспертизы. Только в этом случае у вас появится шанс наказать виновников и потребовать у них компенсацию за ремонт.
Эксперты заметили, что чаще всего некачественное топливо реализуется в выходные дни, а также вечером в пятницу, когда многие горожане едут на дачи. Очевидно, владельцы заправок считают, что в это время меньше вероятность нарваться на контрольную проверку госинстанций. Самое плохое топливо традиционно продают на выездах из города - старайтесь заправляться в центре.
Смотрите также:
- Стареете? Поможем! Корреспондент «АиФ» поработал продавцом «чудо-косметики» →
- Кладбище услуг. Кто может ухаживать за могилами →
- Смерть в копеечку. Сколько стоят похороны? →