Атомный рассвет Ирана: в понедельник начнет работу АЭС в Бушере

АЭС «Бушер» © / www.globallookpress.com

Москва, 22 сентября – АиФ-Москва. Начало новой недели обещает стать для Исламской республики Иран еще и началом новой, ядерной эры. Наряду с тем, как Япония, «обжегшаяся» два года назад на аварийной «Фукусиме», останавливает свои ядерные реакторы на всех АЭС – последний из них был заглушен 15 сентября, – Иран, наоборот, запускает свою первую атомную станцию в работу. Старт первого энергоблока электростанции «Бушер» назначен на понедельник. Об этом журналистам сообщил глава иранской Организации по атомной энергии Алиакбар Салехи.

   
   

Мощность новой станции, по его словам, равняется тысяче мегаватт. Одновременно, – пояснил главный иранский атомщик, – ближневосточное государство должно получить от российских специалистов контроль над энергоблоком, работа над созданием которого велась несколько десятилетий.

Ядерный марафон

Обозреватели отмечают, что Исламская республика приложила для создания этого объекта поистине колоссальные усилия. Стройка будущей АЭС была начата еще в 1974 году, когда Ираном управлял шах, а сама страна находилась в сфере влияния США. Тогда развитием атомного проекта занимались специалисты из ФРГ – в частности, компания Siemens.

Затем произошел переворот 1979 года, который надолго лишил Тегеран возможности приобретать ядерные технологии и развивать проект. Однако в 1992 году ситуация изменилась – благодаря контракту, который Иран подписал с Москвой. Также Тегерану удалось возобновить сотрудничество с немецкими компаниями: все тот же Siemens поставил исламской республике современные центрифуги, которые используются для обогащения урана.

В 1995 году Россия и Иран подписали соглашение о строительстве первого энергоблока станции. Строительство несколько раз срывалось, – сказывались недостаток финансирования и международное давление. Тем не менее, в 2010 году возведение первого энергоблока было завершено.

Тем не менее, запустить его удалось не сразу: несколько раз российские специалисты обнаруживали брак в деталях, которые иранцы приобретали для своей АЭС на черном рынке 15–20 лет назад и устанавливали в целях экономии. Возникали и другие технические проблемы, из-за которых ввод реактора в строй откладывался.

ЗРК в довесок

Атомное сотрудничество оказалось выгодным для обоих сторон, – отмечают обозреватели. Иран получил возможность развивать свою ядерную программу, невзирая на гнев США, ЕС и Израиля, а у России остался хоть и небольшой, но зато защищенный от конкурентов рынок сбыта для своих атомных технологий.

   
   

В 2007 году ядерное сотрудничество оказалась дополнено еще и масштабным контрактом на поставку российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Сумма контрактов составила 800 миллионов долларов. Однако вскоре сотрудничество в этой области было приостановлено тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым, который решил, что поставки С-300 подпадают под санкции, наложенные на Иран Совбезом ООН.

В Тегеране с такой позицией партнеров категорически не согласились. Несколько лет бесплодных переговоров привели к тому, что Иран подал иск против Москвы в международный арбитраж, требуя выплатить компенсацию за срыв контракта. Сумма претензий составила 4 миллиарда долларов. При этом власти Иранской республики отмечали, что не стремятся причинить вред Москве, но надеются таким образом обеспечить юридическое прикрытие сделки в глазах международной общественности.

Будут ЗРК, будут и АЭС

Летом текущего года в СМИ просочилась информация, что на переговорах российского президента Владимира Путина и новоизбранного иранского лидера Хассана Роухани будут обсуждаться вопросы урегулирования ракетного кризиса и развития ядерного сотрудничества.

При этом сообщалось, что Москва в ходе переговоров может предложить Ирану вместо поставки несколько устаревших С-300 значительно более мощные, модернизированные зенитно-ракетные комплексы Антей-2500. Предполагалось, что главы государств также обсудят соглашение о строительстве новой атомной станции.

«Иран провел с российской стороной консультации, и в ближайшее время будет подписано соглашение о взаимопонимании по строительству новой атомной станции», – сообщало по этому поводу иранское агентство MEHR. Однако пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отказался комментировать данные предположения.

В то же время Иран не теряет надежды добиться признания своего права на развитие мирного атома в глазах западной общественности. «Запад должен принять «все права иранского народа, в особенности право на ядерную программу и на обогащение урана на территории Ирана в рамках международных правил», – заявил в воскресенье, 22 сентября лидер Исламской республики Хассан Роухани.