Дарить подарки партнерам по бизнесу стало в России обычным делом. Мы привыкли получать и дарить к празднику приятные мелочи — блокноты, ручки, календари, открытки. Бывают и более существенные подарки — дорогой алкоголь, подарочные издания книг, фирменные сумки или плееры. Топ-менеджмент, как правило, такой «мелочью» не ограничивается. Эксклюзивные шоколадные наборы, предметы интерьера и даже выступление модной певицы «лично для Иван Иваныча» — возможно все. Правда, с кризисом подарочный размах поутих. Фирмы, специализирующиеся на бизнес-сувенирах, отмечают отток клиентов, у которых даже Новый год не вызывает желания потратиться.
Блокноты и ручки попали «под сокращение» не зря. В среднем на «сувенирку» тратится 5-10% от рекламного бюджета компании. По данным опроса, проведенного КОМКОН, ее получают до 80% респондентов. В Санкт-Петербурге этот обычай распространен шире, чем в Москве (91% против 78% соответственно). При этом более 50% опрошенных признали, что бизнес-подарки в той или иной степени влияют на отношение к партнерам и подрядчикам. Распространено мнение, что на подобную «мишуру» падки женщины. Однако мужчины, принявшие участие в опросе, чаще признавались, что на их отношение к подрядчикам влияют сделанные теми презенты. Женщины либо чаще стараются сохранять объективность, либо чаще дают «социально-приемлемые» ответы.
Но самое главное, более половины респондентов уверены, что корпоративные «сувенирные» бюджеты должны быть направлены на благотворительность.
Две трети респондентов ответили, что если вместо подарка им пришлют уведомление о том, что средства, выделенные на покупку сувениров, были переданы на благотворительность, они расценят это положительно. Резко отрицательно к такой ситуации отнесутся только 7% опрошенных. Обосновывают свое отношение они бизнес-традициями и «деловой этикой».
— Задумываясь о подарках клиентам и партнёрам компании на Новый год, вспомните о тех, кому нужна помощь, — говорит партнёр PriceWaterhouseCoopers Людмила Мамет. — В нынешней экономической ситуации ценность этой помощи, независимо от ее денежной стоимости, велика как никогда. Благотворительность вместо корпоративных сувениров — это то, что может позволить себе любая компания.
Видимо, дело в том, что люди уже начали ощущать на себе последствия кризиса, и их эти последствия пугают. Они задумываются, что в трудные времена можно отложить поездку в отпуск, но не лечение. И начинают понимать, что завтра они сами могут оказаться в положении человека, которому нужна помощь. Тем более, в период кризиса многие компании начинают урезать благотворительные бюджеты и траты на «социалку». А от этого в первую очередь страдают самые незащищенные. Хороший антикризисный рецепт дают английские психологи: в период кризиса старайтесь помогать, потому что это облегчит и ваши проблемы тоже.
А пока в проигрыше остаются лишь продавцы бизнес-сувениров.
— Клиенты, покупавшие раньше 500 блокнотов по 500 рублей, сейчас ограничиваются 200 блокнотами по 300 руб., — отмечают они. — А те, кто обычно брал 100 блокнотов по 100 рублей и вовсе решили отказаться от наших услуг.
Наиболее надежными клиентами этого бизнеса остаются госструктуры — видимо, их «деловым традициям» никакой кризис не помеха.
Смотрите также:
- Возвращение «тёти Аси». Затраты на маркетинг растут быстрее фармрынка →
- И большие, и малые. Как конкурируют аптечные сети разных калибров →
- Позаботьтесь об имидже. Как создать узнаваемый образ аптеки →