Чем нам грозят аномальные зимы: нашествием комаров и вечной молодостью?

   
   

Опасная комарилья

Как заявляют некоторые ученые, потепление климата на планете разрушает сложившиеся экосистемы, и болезнетворные микробы оказываются в выигрышном положении. Станет больше не только переносчиков болезней – комаров, клещей, грызунов, но и микроорганизмов. Причем с повышением температуры насекомые будут не только быстрее размножаться, но и активнее расти, и чаще кусать. А теплые зимы снимут сезонные препятствия для распространителей инфекции.

Еще в 2001 году ученые обнаружили, что комары позднее впадают в зимнюю спячку. К тому же северные зимы стали мягче, и насекомые, прежде не водившиеся в некоторых краях, теперь вовсю их осваивают. Прогнозы некоторых специалистов не радуют: вирусные болезни, переносимые комарами, расширяют свои территории на север.

Эту печальную версию косвенно подтверждают и археологи. Оказывается, для появления многих болезней на Земле толчком послужило изменение климата. Так, около 4–12 тысяч лет назад на планете появилась малярия. Из-за природных катаклизмов, происходивших в ту эпоху, образовалось много озер, где могли размножаться комары, а развитие земледелия, когда большие группы людей оседали на одном месте, обеспечивало насекомым корм. В Средиземноморье и Индии малярия появилась позже – от 1,5 до 6,5 тысячи лет назад. Предполагается, что ее распространению способствовали войска Александра Македонского. Кстати, сам непобедимый Александр Великий был повержен малярией внезапно в самом расцвете лет.

Буря, скоро грянет буря!

Установить примерное время возникновения болезни ученым удалось по останкам наших предков – по особой мутации в генетическом коде человека, которая способствует защите от малярии. Она воздействует на строение эритроцитов, так что те люди, которые имеют мутацию, болеют и умирают реже, и, следовательно, у них больше возможностей передать свои гены потомкам.

Есть и строго доказанные климатические факторы, влияющие на распространение инфекционных заболеваний, в том числе и малярии. При ООН создана комиссия для профилактики и преодоления последствий природного феномена под названием Эль-Ниньо. Суть его в том, что периодически, но нерегулярно, в результате нарушения планетарного теплового баланса происходит внезапное потепление поверхности воды в юго-западной части тропиков Тихого океана. Его нельзя ни предсказать, ни заметить, пока это явление не наберет силу. Тогда огромные массы теплой воды движутся к берегам Южной Америки, а достигнув побережья, вызывают сильнейшие наводнения, штормы, проливные дожди. Одновременно похожие природные катаклизмы происходят и в других районах земного шара. Пик катастрофических бедствий приходится на Рождество, за что ураган и получил свое название, дословно переводимое как «младенец».

Каждый новый приход Эль-Ниньо представляет все большую угрозу жизни и здоровью людей. Установлена связь между его очередным наступлением и ростом заболеваний, особенно эпидемических. Только в Перу число заболевших лихорадкой денге, малярией, холерой и желудочно-кишечными недугами после урагана увеличивается вдвое.

   
   

Длина ног по шкале Цельсия

Если мы и увязываем воедино климат с изящными моделями, то разве что на телеэкране, когда на фоне метеорологической карты красавицы, ноги у которых начинаются прямо от ушей, проникновенным голосом рассказывают нам о завтрашней погоде. Но то сегодня. А когда-то, много веков назад, каждый градус тепла на планете прибавлял нашим прародителям сантиметр роста.

Эту зависимость ученые обнаружили, изучая древние летописи. Судите сами. В довольно холодный для планеты период 874–1000 годов средний рост молодого испанца составлял 173,2 см. А в самый неблагоприятный малого ледникового периода, в 1650–1696 годы, эта цифра упала до 168,6 см, а в 1700–1800-е – до 166,8 см. Потом вновь стало теплеть, и к сегодняшнему дню испанец подрос до 177,4 см.

Потепление коснулось и Англии-мерзлячки. Судя по церковным записям, в XVI веке джентльмены не торопились вступать в брак: средний возраст жениха был 27 лет, а невест и вовсе 30. Но потепление быстро подогрело чувства – к 1830 году под венец шли 23-летние. Разумеется, климат влиял на эти изменения не прямо, а косвенно – люди стали хорошо питаться, меньше болеть, у них улучшились бытовые условия.

Даже в совсем северной Норвегии меняющаяся погода год за годом пробуждала чувственность. Так, средний возраст полового созревания девочек в 1847, 1861, 1880, 1908, 1920, 1934, 1944, 1945 годах был соответственно 17, 16,5, 16, 15,5, 15, 14,5, 14, 13 лет.

Знойные парадоксы

Если обратиться к совсем давним временам, эта зависимость удивляет еще больше. В самый теплый период нашей эры – бронзовый век – средняя продолжительность жизни не превышала 38 лет. А в последующие более холодные периоды, которые, казалось бы, должны способствовать здоровью (тогда и первые эскулапы появились), древние римляне жили в среднем 32 года. Правда, некоторые археологи утверждают, что вовсе не климат тому виной, а свинцовый водопровод, сработанный рабами Рима. На что есть встречный аргумент: чем тогда объяснить, что древние греки жили всего 35 лет?

Исторические хроники фиксируют еще одну закономерность: с понижением температуры падала и рождаемость. Конечно, на сегодняшнее поколение перепады климата влияют не столь ощутимо: мы не голодаем и не мерзнем в благоустроенных домах. Но некоторые специалисты все же связывают с потеплением акселерацию, характерную для последних десятилетий: дети становились выше ростом и половое созревание происходило раньше.

И коли действительно глобальное потепление началось, то, может, через несколько сотен лет холодные эстонские парни обзаведутся темпераментом бразильских мачо?

Смотрите также: