Кумир Николая Пирогова. Как Ефрем Мухин делал первые операции на мозге

Ефрем Осипович Мухин. © / repin.chuguev.net

Имя этого человека не так широко известно, как имя его ученика, хотя в детстве великий хирург Пирогов играл «в доктора Мухина», который вылечил его брата, а затем посоветовал родителям отдать мальчика учиться медицине.

   
   

Кирпич на голову

Строители Донского монастыря, которые привезли штукатурщика Григория Трофимова в Голицынскую больницу, сокрушенно качали головами: не жилец! Что и говорить, не повезло мужику: во время работы сверху свалился ему на голову монастырский кирпич весом двенадцать фунтов, из ушей и рта хлынула кровь, и упал Григорий ни жив ни мертв. Тут кто-то вспомнил, что неподалеку, в больнице князей Голицыных, есть доктор, который никому в помощи не отказывает, бесплатно лечит и людей простого звания. Не особо надеясь, мужики передали ему Трофимова.

А доктор Ефрем Осипович Мухин провел по всей форме осмотр пациента, обработал рану и велел приложить к голове лед. Он уже приготовил было хирургические инструменты, но, взглянув в окно, где уже поднималась луна, отправился домой, приказав санитару менять лед, как только растает, смачивать рану нашатырным раствором и поить больного клюквенным соком.

В семь утра доктор был уже на месте и приступил к операции. Двое санитаров держали Григория, чтоб не вырывался, но пострадавший был в беспамятстве и боли не чувствовал.

Мухин действовал быстро и четко: отделил мягкие части раны, всего за 15 минут вынул  отломки раздробленной кости, а через полчаса закончил операцию. После нее на удивление быстро Григорий стал поправляться: в тот же день пришел в сознание, через пять дней смог говорить и сидеть, через две недели – ходить с костылем. Через полтора месяца он, уже вполне окрепший, стал проситься домой. Это была первая нейрохирургическая операция в истории нашей медицины, закончившаяся успешно.

С войны – за парту

Врач, который спас Григория Трофимова, еще долгое время трудился в больнице, построенной по завещанию князя Дмитрия Голицына его братом Александром на берегу Москвы-реки (впоследствии эта больница стала Первой градской). Не многие знали, что он шел к своему назначению долгим и трудным путем. После восьми месяцев обучения естественным наукам в Харьковском коллегиуме Мухин был откомандирован в госпиталь Елизаветграда для ухода за больными, а через год причислен к главному госпиталю при штаб-квартире главнокомандующего Григория Потемкина, где обучение уходу за ранеными проводилось спешно в связи с начавшейся русско-турецкой войной.

   
   

Мухин постигал премудрости медицины на полях сражения, а под Очаковом даже участвовал в штурме крепости и был награжден солдатской медалью «За храбрость», которой гордился больше, чем другими своими орденами. После всех мытарств, трудов и сражений в нем не угасло желание учиться, и в 1795 году почти тридцатилетний доктор становится вольнослушателем Императорского Московского университета. Однако коллегам быстро стал ясен солидный опыт необычного студента, его попросили прочитать две лекции, потом предложили должность прозектора и адъюнкта патологии и терапии в Московском медико-хирургическом училище, а спустя два года Ефрем Осипович уже заведовал терапевтической клиникой на 10 коек. Непонятно, как, ведя врачебную практику и преподавательскую работу, он находил время заниматься научными исследованиями, штудировать литературу на трех европейских языках. В 1800 году он защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Он написал и издал за свой счет несколько книг, которые были первым руководством по отечественной хирургии, травматологии, реаниматологии, организовал в Москве первое в России общество спасения утопающих.

Мухин принял активное участие в оспопрививании, которое императрица Мария Федоровна хотела популяризовать в России, – сделал первую такую прививку в 1801 году воспитаннику Московского воспитательного дома. Вскоре Мухин стал профессором Медико-хирургической академии, а затем профессором и деканом медицинского факультета университета.

Педагог и ученик

Мухин был награжден многими орденами, его приглашали лечить первых лиц государства. Но несмотря на все почести, он не забывал о бедных, нищих, нуждающихся: многих лечил бесплатно, организовал на свои средства аптеку, опекал осиротевших после войны 1812 года детей, жертвовал деньги и на обучение нуждающихся студентов‑медиков. Стипендию из особого фонда Мухина получал будущее светило медицины Николай Пирогов. Будучи деканом университета, Ефрем Осипович помог Николаю Пирогову сдать экзамены в 14 лет, а не в 16, как было положено, и опекал во время учения осиротевшего юношу. Именно Мухин посоветовал Пирогову избрать хирургию и направил его после окончания обучения в профессорский институт при Дерптском университете, что открыло Николаю Ивановичу широкую дорогу в европейскую науку.