Кто способен вытащить Россию из пропасти?

   
   

Известный учёный-геофизик профессор Олег Кузнецов занимается инновациями всю жизнь. Он любит повторять: «Я - технарь. А о технарях у нас в последнее время подзабыли». При встрече я процитировал ещё одно его высказывание: «Технари спасут Россию». Он добавил: «Да, если не вымрут».

...и будут «Мерседесы»

- С чего вдруг, Олег Леонидович? Неужели оскудела Русская земля талантами?

- Талантами-то нет. Но у технарей сейчас проблема возраста. Молодёжи мало, а у тех, кто всё-таки пришёл, нет стимула: непрестижно, мало платят, нет внимания со стороны государства. Талантливые физики и математики давно ушли в банки. А России именно теперь позарез необходим сильный инженерно-технологический корпус. Тогда мы снова войдём в число лидирующих стран мира.

- Лидирующих в чём именно?

- В технологиях будущего. Решающий показатель тут - доля наукоёмкой продукции на внутреннем рынке. Сегодня она не превышает 1,5%. А должно быть хотя бы 15. В США и Японии эта цифра - 20-25%. А в СССР, за железным занавесом, были все 60-70! Свои холодильники, стиральные машины, автомобили, телевизоры. Плохие или хорошие, но они были нашими. Мы были самодостаточны. Прежде всего благодаря разработкам оборонки и минерально-сырьевого комплекса. По оценкам экспертов ООН и американских аналитиков, в 60-е годы прошлого века только две страны мира, Соединённые Штаты и Советский Союз, имели инновационную экономику - т. е. генерировали собственные научные открытия и внедряли их на своей территории. А сейчас мы по уши погрязли в экономике сырьевой. Почти все новейшие наработки покупаются за границей, а туда идут наши ресурсы. Вот что требуется изменить в корне!..

При этом нам нужны не просто технари, «заборо-строители», а мастера, которые владели бы и набором гуманитарных знаний. Именно эти знания помогают проектировать технические системы так, чтобы они были эргономичными, то есть приспособленными, доброжелательными к людям. Тогда и получаются автомобили типа «Мерседеса», а не «Волги».

«Гуманитарную» культуру мышления нужно закладывать ещё в школе и детском саду: чтобы ребёнок умел ценить гармонию, отличать красивое от уродливого. Не важно, что он будет делать завтра - самолёты, соковыжималки или мобильные телефоны.

Японию создала... Хиросима

- Власть обещает: «Инновации не останутся пустым звуком». «Работа исследователя, учёного и инженера снова станет престижной»… Но вдруг технари так и останутся в загоне? Что будет со страной?

- Вечная отсталость - почти как в Африке. Мы так и будем закупать всё чужое, поскольку тырить ноу-хау, как те же китайцы, считаем ниже своего достоинства. Точно троечник в классе, которому лень даже списать у отличника… В прикладной науке есть понятие «критические технологии»: те, без которых страна попадает в полную зависимость от других государств. Например, микропроцессорная техника. Мы так же, как и весь мир, зависим от двух западных компаний, производящих 90 процентов компьютеров. То же самое с программными продуктами: все сидят на игле Windows - Microsoft и вынуждены со всё возрастающей быстротой осваивать их новые и новые разработки. А для Европы, в свою очередь, критическими являются технологии добычи углеводородного сырья. Они сами сидят на нашей нефтегазовой игле… В сфере обороны не обойтись без новейших вооружений. К числу критических должны также относиться и высокие медицинские технологии - не только в кремлёвских больницах.

- Упрёки учёным обычно сводятся к следующему: мол, вы там у себя чего-то химичите, а толку чуть. Миллиарды из бюджета уходят в песок. Вы можете возразить по существу?

- А вы не сводите всё к сиюминутной выгоде. Да, интерес к науке в обществе упал. Но нельзя винить только учёных. Им кроме денег необходимы и потребитель, и социальный заказ. И вообще, глупо считать, будто наука что-то должна государству или народу. Все и прошлые, и даже будущие исследования уже окуплены с лихвой. Одни только уравнения создателя классической электродинамики Максвелла и изобретения Попова и Герца уже многократно окупили все затраты на научные работы во всём мире. Все системы электроники, мобильной и вообще любой радиосвязи основаны именно на этих открытиях. К тому же без фундаментальной науки нет ни высшего образования, ни цивилизованного общества.

Поймите правильно: я не призываю равняться на Запад или Восток. Но история показывает, что после поражения в войне или в мирной конкуренции обществу как воздух нужна всеобщая цель - сделать родину продвинутой, ведущей мировой державой. Используя все возможные и невозможные способы, вплоть до технического шпионажа. После Хиросимы так произошло с японцами. Идея овладела массами: во что бы то ни стало вывести страну на передовые позиции. Этого люди захотели сами. Тогда у них ещё не было сильной науки и сильной промышленности. Но они стали фанатиками своей мечты… Сейчас такая система ценностей начинает преобладать и в Китае. Тигр готовится к прыжку. И когда он прыгнет, мало никому не покажется.

Что такое инновации?

Инновации - буквально «новые решения». Например, те, что появились на основе научных открытий, были реализованы в изобретения, а затем на практике. Между учёными и менеджерами идёт спор: имеет ли инновация прямое отношение к фундаментальной науке и высоким технологиям? Преобладает мнение - не всегда. Менеджеры считают, что инновационное развитие необязательно должно быть связано с наукоёмкими технологиями. Новшества мобильной связи, поисковые системы и услуги в Интернете - из той же новаторской серии. Инновациями считаются и просто современные методы, которые были перенесены из одной сферы деятельности в другую: из промышленной химии - в медицину, из медицины - в криминалистику и т. п. Сегодня экономисты называют всего 5 моделей экономики государства (убывание - по мере эффективности): инновационная («внедренческая»), индустриально-технологическая, сырьевая, аграрная и экономика туризма.

Досье

Олег Кузнецов - известный учёный-геофизик. Родился в1938 г. в Москве, окончил геофизический факультет Московского геолого-разведочного института и физфак МГУ. Участвовал в освоении месторождений в Западной Сибири, Татарстане и Казахстане. С 1993 г. - президент Российской академии естественных наук. Доктор технических наук, профессор.

   
   

Смотрите также: