За свои короткие 46 лет этот человек успел сделать очень много, но самое главное – ему удалось изменить общественное мнение в отношении душевнобольных в сторону гуманности и сострадания.
Больные или преступники?
29 апреля 1880 года в Преображенской психиатрической больнице рассматривалось дело курсистки Прасковьи Качки, во время вечеринки застрелившей из ревности своего возлюбленного. На суд с участием присяжных заседателей пригласили врачей-экспертов. Одни врачи считали девушку виновной, другие указывали на ее исступленное, близкое к помешательству состояние. Знаменитый московский адвокат Федор Плевако настаивал, что действия обвиняемой были сумбурны, что она пыталась застрелить и себя, а после ареста вела себя неадекватно. Случай был пограничный. Публика возмущалась: «Что же теперь, оправдывать всех ревнивцев?» Большую помощь суду оказало авторитетное выступление восходящего светила медицины Сергея Корсакова, который указал на признаки расстройства личности, не укладывавшиеся в существовавшие тогда классификации. Он первый назвал это состояние психопатией. Девушку отправили в клинику на лечение.
Сергей Сергеевич работал в это время в Преображенской больнице и в частной клинике Александра Беккера, где пробовал новые подходы к лечению душевнобольных. В то время пациентов психиатрических больниц содержали в изоляторах, на окнах непременно должны были быть решетки, применялись смирительные рубашки. Бытовало мнение, что больных необходимо стерилизовать или кастрировать. Корсаков резко выступал против таких предложений и впервые организовал более свободный режим, разрешил прогулки в больничном дворе, избавился от решеток. Это дало положительные результаты, и режим нестеснения был вскоре введен во всех государственных психиатрических больницах Российской империи. Беккер в 1881 году умер, а его вдова предложила Сергею Сергеевичу заведовать больницей. Здесь доктор смог осуществить многие свои идеи, организовал режим по типу санатория или пансиона.
Горькое морозовское счастье
Корсаков изучал также вопросы психических нарушений при алкоголизме. Общество считало тогда пьянство вполне простительным грехом, и обращаться к врачу такие пациенты не спешили. Но молодой врач был упорным и последовательным: недаром еще в 12 лет Сережа Корсаков составил свои собственные «Правила жизни», требующие строгости к себе и самоотверженности по отношению к другим. Он не жалел сил души, вникая в самые тяжелые семейные истории. И одна из них помогла ему стать директором психиатрической клиники, которая и сейчас носит имя Корсакова. Юная Варенька Хлудова, дочь состоятельного промышленника, на папенькины деньги мечтала не накупить бриллиантов, а получить самое лучшее образование: усердно занималась на рояле, выписывала книги на иностранных языках, изучала литературу и естественные науки. И собой была хороша. Но влюбился в нее старый мужлан, директор «Товарищества Тверской мануфактуры» Абрам Морозов, друг ее отца. За отказ жениху Вареньку держали взаперти целый год. И все же отец переломил дочь, не дождавшуюся «принца». После нежеланной свадьбы Морозов заболел странной болезнью. В народе бы сказали – сошел с ума. Варвара же Алексеевна отказалась отдать мужа в клинику и пять лет лечила его на дому. Она не представляла, как бы выжила, если бы доктор Корсаков не помогал ей, находя новые подходы к больному.
После смерти Морозова его вдова стала одной из самых просвещенных меценаток России. Москва обязана ей Тургеневской библиотекой и другими начинаниями, а также университетской клиникой для душевнобольных на Девичьем Поле, директором которой по желанию Варвары Алексеевны стал Корсаков. 12 мая 1887 года в Московском университете была защищена докторская диссертация Корсакова «Об алкогольном параличе». В 1892 году, уже будучи всемирно известным ученым, Корсаков стал профессором психиатрии при Московском университете.
Пророк в Отечестве и за границей
12 августа 1897 года в Москве проходил XII Международный съезд психиатров, на котором работы Корсакова вызвали огромный интерес медицинской общественности.
Корсаков много работ посвятил физиологическому обоснованию сущности психозов. Он описал такие болезни, которые начинаются резко, без предшествующих эмоциональных расстройств: паранойя, острое галлюцинаторное помешательство и первичное излечимое слабоумие. Сергей Сергеевич много времени посвятил исследованию и такого загадочного психиатрического явления, как галлюцинации.
В 90‑е годы XIX века он был и знаменит, и богат, несмотря на то, что бедных лечил бесплатно.
В 1898 году у Сергея Корсакова случился сердечный приступ. Московские врачи определили ожирение сердца, болезнь эта была наследственной. Затем второй приступ. 1 мая 1900 года сердце великого ученого перестало биться.
Хоронили Корсакова в Алексеевском монастыре. Гроб плыл на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. И тянулась за гробом толпа учеников, составивших славу отечественной психиатрии, благодарных пациентов и их родственников.
Смотрите также:
- С надеждой на жизнь. Настя Ежова не сдаётся, несмотря на тяжёлое лечение →
- На приёме у врача. Спасли бы сегодня Киплинга и Эйзенхауэра? →
- Обойдёмся без врачей! →