После того как 31 октября 2015 года на борту самолета «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, произошёл теракт, прекратилось авиасообщение между Россией и Египтом. А затем российские специалисты отправились проверять аэропорты Египта на соблюдение всех требований к авиационной безопасности.
«Никто нас не пустит»
— Сразу хочу сказать, что ни один аэропорт мира не пустил бы нас к себе на проверку их авиационной безопасности просто так, даже если бы мы считали, что эти аэропорты не могут обеспечить безопасность полётов. Случай с Египтом единичный, был серьёзный прецедент, который позволил нам поставить Египту свои условия. Они могли с ними не согласиться и не пустить на свою территорию с проверкой.
Все аэропорты имеют одинаковые требования к безопасности, они ориентируются на документы Международной организации гражданской авиации (IСAO). Обеспечение безопасности полётов начинается с проверки привокзальной площади. Остановка общественного транспорта должна быть не ближе 30 метров от здания аэровокзала. Так, пункт 4.4.3 документа № 8973 ICAO говорит о том, что «аэропорт должен иметь одну подъездную дорогу для такси и маршрутных такси и отдельную подъездную дорогу, чётко отделённую от первой, для частных автомобилей и общественного транспорта». И, конечно, комиссия ещё до входа в сам аэропорт должна проверить соблюдение этого правила.
Дальше проход в здание аэровокзала происходит по двум линиям безопасности: первая — при входе в здание аэровокзала, вторая — при входе в стерильную зону или зону ожидания. Так вот, первая линия во многих городах Европы и Америки, например, отсутствует, тогда как в египетских аэропортах, наоборот, она есть. В Европе и Америке на входе в аэропорт нет металлодетекторов и интроскопов. Они считают, что эта мера приносит дискомфорт пассажирам, создаёт толпу, которая может стать идеальной целью для преступников. И это не значит, что в аэропорту небезопасно, если на входе пассажира не обыскали или не проверили его вещи. Не делать это разрешают как раз международные правила.
«Случайный» прохожий
Эту меру может заменять система профайлинга, когда по всему зданию аэропорта перемещаются психологи, которые, увидев подозрительного пассажира, начинают с ним говорить на какие-то отвлечённые темы. По его ответам они определяют, волновался он или нет, есть ли ему, что скрывать, каковы его намерения и пр. Но такие специалисты есть только в крупных аэропортах, в том числе и египетских. Естественно, этих психологов постоянно проверяют на профпригодность.
Дело в том, что ICAO определяет общие требования по всем аэропортам, но каждая страна может увеличивать эти требования. Разумеется, когда российские специалисты приехали проверять египетские аэропорты они руководствовались своими правилами. Например, согласно российским «Требованиям авиационной безопасности к аэропортам» (приказ Минтраса России № 142), территории аэропорта и расположенных за его пределами объектов должны патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности.
В международных правилах нет и регламента того, сколько сотрудников должно проверять пассажиров при входе. В России, как правило, это два человека: один сидит за интроскопом, второй следит за металлоискателем. А в нескольких метрах от места проверки могут находиться сотрудники правоохранительных органов, которые имеют право обыскать пассажира. Разумеется, если Россия предъявляет такие требования к своим аэропортам, то будет предъявлять их и к египетским.
Окна без стекла
Помимо того, что Россия дополнительно ввела два ужесточения к международным правилам — удалённость остановок транспорта и проверка при входе — она установила дополнительную зону видеонаблюдения для аэровокзала. ICAO требует иметь камеры только в зоне регистрации, в зоне прохождения безопасности, в зоне ожидания, в чистой зоне. Напичканный видеокамерами аэропорт — ещё одно требование наших специалистов к авиационной безопасности в Египте.
По сути, проверять пассажиров международные правила требуют только перед выходом в зону ожидания. Там должно стоять сертифицированное рентгеновское оборудование: интроскопы и металлоискатели. Приезд комиссии означает и проверку работы этого оборудования.
Конечно, наши специалисты не могли не обратить внимание на то, из каких материалов сделаны открытые для публики зоны аэровокзала. Так, правила ICAO запрещают использовать стекло или жёсткую пластмассу, чтобы минимизировать число жертв в случае взрыва. Все материалы должны быть гибкими, мягкими, пластичными. Например, может использоваться поликарбонат, листовой металл, многослойное стекло и пр.
Кроме того, я уверен, что российские специалисты проверили и входы в служебное помещение. Все эти выходы должны быть оборудованы специальными чипами, которые не позволят пройти посторонним. После входа сотрудников отдельно проверяют на металлоискателях, как и пассажиров.