Примерное время чтения: 8 минут
2912

От Стамбула до Тель-Авива. Как работают службы охраны в разных аэропортах

Аэропорт Стамбула.
Аэропорт Стамбула. Reuters

Поздним вечером 28 июня в аэропорту им. Ататюрка в Стамбуле прогремело три взрыва. По последним данным, жертвами терактов стал 41 человек, 236 получили ранения. Как заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, за атакой на аэропорт могут стоять боевики из запрещённой в РФ группировки «Исламское государство» (ИГ).

Несмотря на то, что аэропорт им. Ататюрка является одним из крупнейших авиахабов Европы, уровень безопасности в нём слабее, чем в других аэропортах региона. В этом на собственном опыте убедилась корреспондент АиФ.ru, да и десятки россиян, обнаруживших осенью прошлого года подозрительную пару, выходившую из самолёта, на котором соотечественники должны были отправиться в Ростов-на-Дону. Обеспокоенные пассажиры недоумевали, как мужчина и его спутница в хиджабе могли оказаться на борту лайнера. Просьбы россиян о проверке самолёта службой безопасности сначала игнорировались, а когда борт всё-таки проверили полицейские, пассажирам отказали в полёте — им пришлось покупать билеты за собственные деньги на следующий рейс.

Мы решили рассказать, как работает служба безопасности стамбульского аэропорта и других аэропортов, в которых недавно были журналисты АиФ.ru.

Елена Трегубова, редактор направления «Экономика»

Из Стамбула я улетала в октябре прошлого года вечером. Несмотря на позднее время и будний день, в аэропорту им. Ататюрка был огромный наплыв пассажиров, с которым службы безопасности объективно не справлялись.

В здание аэропорта можно попасть прямо со станции метро, досмотр там, мягко говоря, никакой. Досмотр начинается в зоне посадки, но и там он номинальный. В моей сумке лежали маникюрные ножницы и литровая бутылка с водой, на их наличие сотрудники безопасности не обратили никакого внимания, что, впрочем, неудивительно — мужчина, который должен был следить за содержимым багажа пассажиров, дремал на рабочем месте.

Для сравнения: за месяц до поездки в Стамбул я была в Женеве. Там через рамки металлоискателей меня заставили пройти трижды, а надёжно спрятанный в рюкзаке швейцарский нож пытались отобрать сотрудники службы безопасности. Спасти сувенир удалось после продолжительных уговоров и убеждений, что в женевском дьюти-фри продаются точно такие же ножи. Стоит ли говорить, что пока мы вели спор о швейцарских ножах, за мной выросла огромная очередь, но все пассажиры вели себя спокойно и не возмущались — безопасность превыше всего.

Степан Чаушьян, редактор направления «Спорт»

В самый разгар Чемпионата Европы по футболу со всеми его «повышенными» мерами безопасности летел через Ригу в Москву из аэропорта Шарля де Голля, что в Париже. В аэропорт приехал на одном из парижских видов метро — наземном. По пути не пришлось проходить никакого досмотра — даже створки металлоискателей мне не встретились.

Первый досмотр осуществлялся при проходе в зону посадки. В результате досмотра лишился сыра, который, как оказалось, с собой в ручную кладь брать нельзя — в багаж сдавать его было уже поздно. Помимо стандартной рамки металлоискателя и ручного досмотра на наличие спрятанных предметов в одежде, пришлось пройти и достаточно необычную процедуру. Секьюрити провёл по рукам и одежде специальным приспособлением, на конце которого была закреплена обычная белая тряпка. После этого тряпка отправилась в какой-то сложный прибор. Через несколько секунд прибор показал зелёный свет, и меня без вопросов пропустили дальше. Как мне объяснили сотрудники аэропорта, этот прибор позволяет быстро проанализировать, соприкасались ли мои руки в последние несколько часов со взрывчатыми веществами.

В итоге никаких усиленных мер безопасности, за исключением проверки на наличие взрывчатых веществ уже почти при посадке в самолёт, я не почувствовал. И это в Париже, где в дни Евро-2016 отмечается повышенная угроза терактов.

Валентина Розина, заместитель шеф-редактора

Вход в аэропорт Тель-Авива Бен-Гурион не оснащён рамками, но, когда пассажир идёт на регистрацию, он проходит несколько уровней досмотра. На первом проверяют паспорт, билет и пропускают в очередь на регистрацию. Если очередь длинная, периодически по ней проходятся безопасники и спрашивают: куда летите, где ваш паспорт и т. д.

На втором этапе также опрашивает служба безопасности, узнают, кто собирал ваш багаж, не оставляли ли его без присмотра, а что у вас в ручной клади и т. д. При мне ни разу никого на этом месте не досматривали, но могут.

Далее — регистрация и сдача багажа в самолёт, всех просят не закрывать багаж на замок, их будут досматривать ещё раз. (Это правда, чемодан вскрывают и смотрят все вещи. Последний раз у меня выкопали спрятанную глубоко визитку палестинского гида, бросили её сверху вещей.)

Следующий зал — досмотр ручной клади и личный досмотр. Заставляют достать все электронные устройства, открыть все карманы сумок, везде проводят специальным датчиком и сканируют потом его на наличие взрывчатых веществ. Потом сумки едут по ленте через телевизор — на этом этапе отбирают воду (больше 100 мл), пилочки для ногтей, могут сумку посмотреть ещё раз. Но в целом всё достаточно быстро проходит.

Выборочно на осмотре ручной клади могут досмотреть полностью. Я один раз попала, за что, не знаю — полностью перетряхнули всю сумку, вынули всё вплоть до салфеток, всё проверили датчиком, а также все швы и прочее внутри сумки. Потом попросили меня пройти в специальную кабинку (типа примерочной), там девушка очень трогательно предупредила, что «будет прикасаться к отдельным частям тела, это не является сексуальным приставанием, однако, если я так расценю эти прикосновения, я должна ей сказать». Прощупали всё через одежду, заставили снять обувь и прощупали ноги и кроссовки тоже.

Собственно, с досмотрами всё. Потом проходишь границу, но там уже не досматривают.

В Бен-Гурионе действительно полно безопасников в штатском. Они могут подойти к любому человеку и попросить паспорт, билет, досмотреть.
Палестинцы мне рассказывали, что их даже не пускают в этот аэропорт, и правда, арабов там очень мало. Логика личного досмотра не всегда понятна, один раз смотрели мою подругу с двумя маленькими орущими детьми, заставили распаковать всю кладь.

Алексей Дмитриев, редактор направления «Авто»

Почти во всех аэропортах Европы, в том числе крупных — в Париже, Риме, Барселоне и многих других — рамок металлодетектора непосредственно при входе в аэропорт нет. Серьёзные проверки начинаются только для тех, кто проходит на посадку. Тщательно проверяется вся техника — зачастую просят включить ноутбуки или фотоаппараты. Подозрения вызывают даже нагромождения кабелей и проводов в карманах сумки. А вот в само здание аэропорта, по большому счёту, может войти кто угодно. Похожая ситуация и в американских аэропортах, но там всё же безопасности уделяют намного больше внимания. В залах с большим скоплением людей встречаются дежурные кинологи с собаками.

Международный аэропорт Дубай.
Международный аэропорт Дубаи. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Анастасия Анушевская, редактор отдела справочной информации

Безопасность в международном аэропорту Дубаи (Объединённые Арабские Эмираты), по моим наблюдениям, находится на высоком уровне. И это учитывая тот факт, что данный транспортный пункт пропускает через себя множество туристов каждый день — он является третьим по величине гражданским аэропортом мира.

Безопасность там гарантируется туристам прежде всего жесточайшими законами. Так, перевозка наркотиков в Эмиратах карается смертной казнью. А за угрозу безопасности воздушного судна путём агрессивного поведения предусмотрено пожизненное заключение. Это означает, что вы не встретите в терминале или в самолёте людей, употребивших изрядное количество спиртного.

Впрочем, человеческий фактор и различные обстоятельства никогда нельзя исключать. Непредвиденные ситуации могут случиться всегда и везде. Но всё же, если говорить о безопасности конкретно этого аэропорта по сравнению с другими, она действительно имеет место быть.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах