Контрольная работа. Ситуация с промышленной безопасностью в России

Глава Ростехнадзора Алексей Алешин. © / Нина Зотина / РИА Новости

   
   

У Ростехнадзора в правительстве новые кураторы. В соответствии с распределением обязанностей в кабинете министров Михаила Мишустина ими стали вице-премьеры Юрий Борисов и Марат Хуснуллин, каждый в своей сфере деятельности. 

Ведомство само по себе является контрольно-надзорным и последние годы в своей работе может констатировать, что добилось значительных результатов. Только за два последних года показатели аварийности в России снизились на 14,3 процента, а количество смертельных случаев — на 6,8 процента. И это не стечение обстоятельств, а тенденция: с 2014 по 2019 год аварийность снизилась на 33,6 процента, а количество смертельных случаев — на 38 процентов. 

Впрочем, одна из главных задач, которая стоит перед главой Ростехнадзора Алексеем Алешиным, — это завершение реформы контрольно-надзорной деятельности, которая была начата несколько лет назад. 

В зоне повышенного внимания 

Под контролем Ростехнадзора находится более 170 тысяч опасных производственных объектов, более 2 миллионов объектов государственного энергетического надзора, более 23 тысяч гидротехнических сооружений, 180 объектов использования атомной энергии, а также свыше 2,2 тысячи радиационно-опасных объектов. Следят за этим более 4 тысяч инспекторов. И не только они. 

В прошлом году Ростехнадзор продолжил взаимодействие с российскими общественными организациями. В первую очередь это организации, представляющие интересы бизнес-сообщества — Российский союз промышленников и предпринимателей, Деловая Россия, Торгово-промышленная палата, различные профессиональные союзы. Также в последние годы активно развивается взаимодействие ведомства с коллегами из государств СНГ, в том числе в рамках Межгосударственного совета по промышленной безопасности и Комиссии по координации сотрудничества государственных органов энергетического надзора государств-участников Содружества. На постоянной основе организовано сотрудничество с МАГАТЭ, а также с органами регулирования атомной энергии иностранных государств, включая «страны-новички», в которых осуществляется сооружение атомных электростанций по российским проектам. 

Специалисты ведомства в прошлом году провели более 104 тысяч проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено более 104 тысяч проверок, а сумма наложенных административных штрафов составила около 3 миллиардов рублей. Количество выявляемых нарушений по всем видам надзоров остается стабильным за последние 5 лет и составляет около 1 миллиона ежегодно. Высоким сохраняется число случаев административной приостановки деятельности в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Фактически в этих случаях речь идет о предотвращенных авариях и сохраненных человеческих жизнях. 

   
   

В последние годы Ростехнадзор все активнее применяет такую форму, как предупреждение. Так, в 2019 году было вынесено почти 8 тысяч предупреждений, что на 71 процент больше, чем в 2018 году. В качестве профилактической меры в 2019 году была продолжена практика вынесения предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований безопасности. 

Сохранить жизнь 

Деятельность Ростехнадзора дает результат. Так, например, с 2014 по 2019 год общая аварийность снизилась на 33,6 процента (с 226 до 150), а количество смертельных случаев — на 38 процентов (с 266 до 165). В сфере энергетического надзора количество аварий по сравнению с 2018 годом снизилось на 31 процент, число погибших — на 7 процентов. Как отметили в ведомстве, на объектах атомной энергетики в 2019 году нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации, аварий, а также событий с радиационными последствиями зарегистрировано не было. 

В 2019 году также отмечено снижение количества аварий на опасных производственных объектах по сравнению с 2018 годом на 7,5 процента (в 2019 году — 123, в 2018 году — 133). Число пострадавших по сравнению с 2018 снизилось на 1,6 процента, в том числе уровень смертельного травматизма сократился на 10 процентов. Основными причинами аварий и смертельного травматизма на опасных производственных объектах являются неудовлетворительная организация технологических процессов, низкий уровень управления, недостаточность навыков при действиях в аварийных ситуациях, формальная и малоэффективная деятельность служб производственного контроля, сознательное пренебрежение требованиями и правилами безопасности и износ основных фондов. 

Правовая база 

К сожалению, пока не все зависит от Ростехнадзора. Три четверти экспертиз связаны с продлением ресурса работы оборудования. И этим занимаются частные экспертные организации, которые серьезной ответственности за их качество не несут. А в случае аварии руководитель эксплуатирующей организации отвергает претензии и ссылается на заключение экспертов. При этом даже самый простой анализ показывает, что экспертизы на 70 процентов являются либо крайне слабыми, либо вовсе фиктивными. 

Решить эту проблему можно отменой части экспертиз. Но если будет приниматься решение по проведению экспертизы и продлению срока службы оборудования, то персонально руководитель организации и само предприятие, которое приняло его на работу, и будут отвечать за его безопасность. Также предполагается повысить ответственность владельцев бизнеса, главных бенефициаров всей деятельности предприятия, их вовлеченность в обеспечение безопасности. Соответствующие предложения уже внесены в виде поправок в закон о промышленной безопасности. Законопроект уже вносили в правительство. Но в связи с принятием решения о регуляторной гильотине по формальному признаку проект вернули, чтобы пропустить его через комиссии еще раз, которые созданы в рамках гильотины. Изменения нужно будет внести и в другие нормативные акты, например в закон об акционерных обществах. 

Кстати, за последние семь лет нормативная база Ростехнадзора практически полностью обновилась. Была проведена работа по отмене устаревших нормативных правовых актов времен СССР. Тогда же было подготовлено и подписано более 100 актов различного уровня, то есть фактически была создана новая нормативно-правовая база. 

Сейчас в рамках международных обязательств ведомству предстоит привести классификацию опасных объектов к общепринятым критериям. Также будут разделены требования по лицензированию, по проверкам для стационарных опасных объектов и нестационарных. Сейчас ко всем объектам требования одинаковые, что не совсем логично и не всегда применимо на практике. 

Дистанционный контроль 

Если до недавнего времени в Ростехнадзоре действовал принцип, когда все предприятия проверяли одинаково, то пять лет назад ведомство внедрило риск-ориентированный подход. Его суть в том, что все опасные объекты по степени опасности разделены на классы от I до IV. Первый класс — самые опасные. Чем больше опасность, тем больше проверок за счет снижения их частоты на объектах более низких классов. И этот принцип себя полностью оправдал. Риск-ориентированный подход и привел к кардинальному снижению числа аварий и тяжести их последствий. 

Также в прошлом году службой были реализованы пилотные проекты по внедрению дистанционного контроля и телеметрии на опасных производственных объектах ряда ведущих российских предприятий в сфере нефте- и угледобывающей промышленности, а также нефте- и газопереработки. Эксплуатирующие организации провели апробацию системы. Например, в одной из компаний после ее внедрения число инцидентов снизилось сразу на 70 процентов. 

Например, в середине января благодаря системе дистанционного контроля была предотвращена авария на шахте «Березовская» АО «УК «Северный Кузбасс». В сибирское управление Ростехнадзора поступила информация о превышении более чем в полтора раза предельно допустимых концентраций содержания метана в подготовительном забое шахты. Инспекторы управления оперативно провели проверку, по результатам которой был наложен запрет на проведение работ. Все это могло привести к взрыву метана и, как следствие, гибели людей, а это более 10 человек, находившихся в забое, и более 100 человек, находившихся в шахте. 

Внедрение подобных инструментов дистанционного контроля позволит не только перейти от статистической модели риск-ориентированного надзора к динамической, но и начать проработку возможности отказа от плановых проверок на опасных производственных объектах.

Смотрите также: