Корреспондент АиФ.ru Алина Менькова приехала в питомник станицы Северской и узнала, как выглядит волкособ и станет ли он или его щенки полезным кинологам в будущем.
«Знакомьтесь, Аргон», — представляет нам собаку кинолог Виталий Дзюба. Пёс — представитель новой породы, помесь волка и собаки. Звучит страшно. Выглядит — по-своему симпатично.
Справка
Волкособы — популяция волко-собачьих гибридов, выведенная в Пермском институте внутренних войск из волков и немецких овчарок. Научное руководство проекта осуществляет профессор Вячеслав Касимов. В отличие от предыдущих экспериментов по скрещиванию волка с различными породами собак, волкособы управляемы человеком. Обладают намного более развитыми чутьём, интеллектом и выносливостью, чем собаки. В замкнутом пространстве находят человека за 20 секунд, против 4–6 минут у овчарки. Также примечательным является то, что, обладая габаритами и хваткой волка, волкособы остаются послушными и нежными по отношению к человеку. Имеющиеся популяции волкособов используются для охраны китайской и монгольской границ России. С породой работает пограничное управление ФСБ.
«Он линяет, так что выбрали мы не очень хорошее время для фотографирования. Он красивый зимой», — рассказывает мне кинолог Виталий, когда мы проходим вдоль клеток с овчарками и лабрадорами.
Лай не затихает. В предпоследней клетке из стороны в сторону ходит волкособ, наматывает круги. Ну, вылитый волк. Правда, слегка облезлый.
«Аргон, увы, непригоден к службе, в нём слишком много волчьей крови. Он жутко боится машин, людей, разных звуков — в группе невозможно будет с ним работать», — поясняет Виталий.
С детства хотел собаку
Виталий Дзюба из станицы Северской Краснодарского края стал кинологом не случайно — он любил собак с детства.
«Я вырос, отслужил срочную, где возглавлял кинологическую службу, тренировал служебных собак, потом остался работать по контракту, окончил высшее военно-командное училище внутренних войск МВД в Новосибирске, в 2007 году перешёл сюда. И уже через год стал работать в кинологической службе — исполнил мечту детства, — рассказывает Виталий. — Здесь собак много, и для всех мы — хозяева!».
Во время работы в МВД кинолог Виталий часто задумывался о том, как получить такую собаку, чтобы она была более выносливой, могла брать след даже через трое суток и обладала сильной «чуйкой».
«Об опытах с волкособами Вячеслава Касимова я слышал давно и очень хотел повторить. Но разница в том, что профессор начал с волчицы, а я решил пойти другим способом, с волка. В 2009 году у нас была небольшая территория за пределами Северского района, где содержались вольеры с собаками и волками. Кинолог Василий Шаврыгин держал у себя волков. У него был там целый зоопарк — и кони, и верблюды», — вспоминает Виталий.
Тогда кинолог и решил скрестить волка с овчаркой. С овчаркой не служебной, а его личной. Это важно отметить, так как опыты по скрещиванию — личная инициатива Виталия.
В итоге получились 6 щенков, пятерых Виталий отдал Шаврыгину, а одного, по его наблюдениям, самого сильного, оставил себе. Назвал Аргоном.
«Мы опасались, что волк после спаривания загрызёт овчарку. Такое вполне могло быть, но, к счастью, не случилось».
Аргон с месячного возраста жил в частном доме Виталия.
«Я замечал в нём волчьи повадки — он очень пуглив, боялся даже падающей ветки. Но в то же время он не заискивал передо мной, как собака, редко вилял хвостом. Вообще, чтобы отношения с хозяином у волкособа были доверительные, нужно проявлять достаточную жёсткость и быть "вожаком стаи". У гибрида волка и собаки нет преданности конкретному человеку, они быстрее адаптируются к новым людям».
Что унаследовали щенки от волка, а что от собаки
Первые экспериментальные щенки унаследовали худшие задатки волка: эгоизм, недоверчивость, настороженность, коварство. Но и взяли немало хороших качеств: уникальный нюх, так как волк способен брать след даже трёхсуточной давности. Для сравнения, у собаки тот же показатель 8–10 часов. Помесь волка и собаки гораздо выносливее и сильнее обычных псов, волкособы меньше болеют и способны прожить 25–30 лет, а немецкие овчарки лишь 10–15 лет. Зимой волкособы могут обходиться без зимнего вольера и спокойно лежат на снегу даже в мороз.
«Ни первому, ни последующим экспериментальным щенкам я прививки не делал, исключительно чтобы не замешивать в кровь что-либо. И надо сказать, щенки не болели», — подмечает Виталий.
Эксперимент продолжился
В 2012 году Виталий скрестил уже подросшего Аргона с немецкой овчаркой Руди.
«Снова было 6 щенков, я снова выбрал самого сильного и дал ему кличку Бродяга. Щенок был похож на маму, зато характер типичного волка…».
Для продолжения эксперимента Виталий приобрёл щенка овчарки, сучку того же возраста, что и Бродяга, и содержал их вместе. Они бегали по двору, играли с дочкой кинолога. А когда подросли, то он переместил их в вольер. У Бродяги стал явно проявляться волчий инстинкт.
«Он легко перелез через забор вольера — забор во дворе дома был не такой высокий, как здесь в питомнике, и резво поел у соседей куриц… — вспоминает Виталий. — А ведь у Бродяги уже меньше генов волка ».
«На сегодня Бродяга прекрасно справляется с апортировкой, у него отличный нюх — он чует мясо в моём багажнике до того, как я заезжаю во двор. Но я пока не знаю, как он будет относиться к звукам, не будет ли пуглив, как Аргон. Скоро начну его выгуливать — посмотрим. Хотя я думаю, что он будет непригоден для службы. И только его потомство уже можно будет обучать. На хороший результат такого эксперимента нужно время».
По словам Виталия, чтобы получить особь, которая может быть адекватной, должно пройти минимум пять лет, и это только на один эксперимент, так что получение улучшенного варианта служебной собаки — занятие весьма трудоёмкое. В будущем кинологи планируют обучать волкособов розыску людей, а также обнаружению взрывчатки и наркотиков.
Смотрите также:
- Собака с грацией кошки. До чего доводит желание сделать питомца лучше →
- «С лопатой в руках и блеском в глазах». Секреты профессии археолога →
- Имидж убийцы →