Два тарана. Советские лётчики разрушали дома, чтобы отомстить жёнам

Ан-2. © / Владимир Иванов / РИА Новости

Камикадзе. Советская версия

Шокирующие результаты расследования катастрофы самолёта А320 компании Germanwings, согласно которым виновником трагедии мог стать второй пилот, сознательно направивший лайнер к земле, не стали таковыми для авиаэкспертов.

   
   

Случаи суицида лётчиков, при которых они умышленно приводят самолёт к катастрофе, фиксировались неоднократно. Последняя трагедия подобного рода произошла в 2013 году, когда пилот компании Mozambican Airlines, выполнявший рейс из Мозамбика в Анголу, выключил автопилот и повёл самолёт на снижение. В результате катастрофы погибли 33 человека.

По одной из версий, исчезнувший в марте 2014 года «Боинг-777» компании Malaysia Airlines также мог погибнуть в результате суицида пилота.

Подобных масштабных трагедий из-за действий лётчиков-самоубийц в отечественной авиации не было.

Тем не менее история советской авиации знает как минимум два случая, когда гражданские пилоты сводили счёты с жизнью способом, похожим на тот, что использовал второй пилот немецкого А320.

Оба этих случая удивительно похожи — в них фигурирует одна и та же модель самолёта, идентичны и причины, толкнувшие пилотов на роковой шаг. Разница только в том, что один из лётчиков  расстался с жизнью в одиночестве, а второй погубил ни в чём не повинных людей.

«Вот возьму и разобьюсь!»

В понедельник, 27 марта 1972 года, жители Ворошиловграда (ныне Луганск) пережили настоящее потрясение. В начале девятого утра, когда у одних только-только начинался рабочий день, а другие ещё только спешили занять свои рабочие места, над городом на очень низкой высоте появился самолёт Ан-2.

   
   

Горожане не успели и ахнуть, как самолёт, развернувшись, устремился в направлении четырёхэтажного жилого дома. Самолёт врезался в здание на уровне четвёртого этажа, разрушив крышу, чердак и три квартиры. Началось возгорание, которое, правда, быстро погасили прибывшие на место происшествия пожарные.

По счастью, жильцов квартир, в которые врезался самолёт, в тот момент не было дома. Единственной жертвой катастрофы стал пилот самолёта Тимофей Шовкунов.

Тимофей Шовкунов с детства мечтал о карьере военного лётчика, даже поступил в авиаучилище, но попал под так называемое хрущёвское сокращение армии и был демобилизован. Несколько лет он проработал на шахте, женился, в семье родился сын. Однако стремление к полётам его не покинуло, и в 1967 году он поступил на работу лётчиком в Ворошиловградский авиаотряд Украинского управления гражданской авиации.

Замечаний к Шовкунову по работе не было, он неоднократно поощрялся руководством, спиртным не злоупотреблял. Единственным недостатком лётчика была природная замкнутость, из-за которой у него почти не было друзей. Возможно, это и стало роковым обстоятельством.

Семейная жизнь у Шовкунова не заладилась. За 13 лет брака супруги устали друг от друга, но разойтись мирно не получалось. Порой доходило до драк. В пылу скандала лётчик бросал жене: «Вот сяду в самолёт да разобьюсь к чёртовой матери!». Всерьёз эти слова супруга не воспринимала.

26 марта Шовкуновы вновь поссорились, и жена вместе с сыном ушла ночевать к родственникам. Лётчик остался один в квартире наедине с самыми мрачными мыслями.

Самолёт Ан-2. Фото: Commons.wikimedia.org/ AlainDurand

Пилот хотел умереть, уничтожив собственную квартиру

В 8:20 утра 27 марта Шовкунов вместе с напарником должны были вылететь почтово-пассажирским рейсом № 1633 Ворошиловград – Северодонецк – Сватово. Лётчик никому о случившемся накануне не рассказывал, успешно прошёл медосмотр и готовился к вылету. Но в этот момент было объявлено об отмене рейса из-за неготовности посадочной площадки в Сватово.

Шовкунов, являвшийся командиром судна, сказал второму пилоту, что идёт завтракать, но вместо этого направился на стоянку самолётов, где у дежурного по стоянке взял ключи от самолёта, на котором стоял в наряде. Однако после этого Шовкунов пошёл совсем к другому самолёту. Приняв его у авиатехника, пилот опробовал двигатель, после чего без второго пилота и не выходя на связь с диспетчером в 08:03 вырулил на старт и взлетел с аэродрома.

Пока диспетчер и другие службы аэродрома пытались разобраться в происшедшем, из города уже поступила информация о таране дома.

Расследование показало, что Шовкунов пытался врезаться в собственную квартиру. Он знал, что в ней никого не было, но, по всей видимости, хотел свести счёты не только с жизнью, но и с помещением, принёсшим ему одни несчастья. Однако самолёт врезался в здание выше, разрушив квартиры соседей. В квартире Шовкунова прогнулась потолочная плита, в ней образовались щели, через которые помещение было залито водой, использованной пожарными при тушении возгорания.

Руководство авиаотряда, когда выяснились причины ЧП, было строго наказано за отсутствие должного контроля за пилотами и за их моральным состоянием. Ведь Шовкунов к роковому решению шёл не один, но рядом не оказалось никого, кто бы его остановил.

Как было принято в СССР, о причинах катастрофы в прессе сообщали крайне скупо, поэтому реальную информацию заменяли слухи.

Отелло из Новосибирска

Возможно, что слухи о лётчике, протаранившем дом из-за семейных неурядиц, дошли и до молодого пилота Владимира Серкова, в том же 1972 году окончившего Бугурусланское лётное училище. Но вряд ли 19-летний Володя Серков в тот момент мог примерять эту ситуацию на себя.

В его жизни 1972 год был очень счастливым — он стал настоящим лётчиком и женился на Тане, для него — самой красивой девушке на свете.

Лётную карьеру Серков начинал в Томске, но в 1973 году перевёлся в Новосибирский авиаотряд. Всё вроде бы складывалось хорошо — в 1975 году он из кресла второго пилота перебрался в кресло командира Ан-2, в семье рос сын, которого Серков безумно любил.

Но потом в семейных отношениях что-то разладилось. Причём разладилось настолько, что в сентябре 1976 года супруги подали на развод. Повестки в суд им выдали на 30 сентября, а 25-го Серков должен был лететь в Барабинск, но из-за некоторых технических проблем вылет был перенесён на 6 утра 26 сентября.

Лётчик поехал из аэропорта домой и совершенно случайно увидел на улице жену — та разговаривала с незнакомым мужчиной. Серкову ударила в голову кровь. Он стал следить за парой, и когда они расстались, подошёл к Татьяне и ударил её по лицу.

Позже, в ходе расследования, жена пилота утверждала, что просто встретила знакомого, с которым они разговаривали не более трёх минут. Но Серков себя уже не контролировал.

Конфликт продолжился в квартире родителей Татьяны, где Владимир ударил жену ещё несколько раз, пока его не остановила тёща.

Тогда он ушёл к своей матери, где рассказал о случившемся. Пилот был крайне возбуждён, и помочь ему успокоиться попытался брат, позвавший Владимира в баню. Парная, казалось, несколько сняла стресс.

Но на самом деле Владимир Серков не успокоился. В голове его созрело роковое решение.

«Прощайте, моя фамилия Серков»

Утром 26 сентября он встал очень рано и уехал в аэропорт. Матери он оставил предсмертную записку. В ней говорилось, что с такими нервами он дальше жить не может, что сил начать жизнь сначала нет, что инцидент на улице стал «последней каплей» и он намерен покончить с собой «забрав жену и сына».

В аэропорту Серков появился в 3:15, намного раньше, чем было положено с учётом вылета в 6:00. На это никто не обратил внимания, так же как и на его возбуждённое состояние. Фельдшер, проводивший медосмотр, счёл, что никаких отклонений нет.

К самолёту Серков прибыл за два с лишним часа до назначенного вылета, но и тут никто не обратил внимания на нарушение инструкций. Дежурный по стоянке хорошо знал лётчика, без вопросов выдал ему ключи от самолёта.

Опробовав двигатель, Серков запросил разрешение на переруливание на другую стоянку. Диспетчер не почувствовал подвоха и дал добро. Серков, воспользовавшись разрешением, произвёл самовольный взлёт Ан-2 поперёк старта.

И только в этот момент в аэропорту начался переполох. Взлетевший самолёт начали вызывать по рации, и Серков отозвался. На вопрос: «Где вы находитесь?» — он ответил: «Над затоном нахожусь». На вопрос: «А куда вы пошли?» — лётчик сначала не ответил, а затем произнёс: «Ищите меня по улице Степная, дом 43/1, прощайте, моя фамилия Серков».

Ревнивый самоубийца погубил троих детей

В доме, который назвал лётчик, проживали родители жены, и, как он думал, в этот момент находились Татьяна с сыном. Но так получилось, что ни самой супруги, ни ребёнка, ни её родителей в доме не оказалось.

Сделав два круга в районе дома, пилот повёл Ан-2 на таран. В 4:16 утра самолёт ударился в стену дома в районе лестничной клетки между третьим и четвёртым этажами первого подъезда. Стена была пробита. Двигатель отделился от самолёта и упал на лестничную площадку 3 этажа. Самолёт был заправлен 800 л бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолёт упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар.

Пожарные прибыли на место уже через пять минут, но, чтобы потушить огонь, им потребовался почти час.

Погиб не только Владимир Серков, но и ни в чём не повинные жильцы дома, не имевшие никакого отношения к этому семейному конфликту. Несмотря на самоотверженность пожарных, вытащить из пламени всех они просто не успели.

Ранения разной степени тяжести получили 11 человек, трое погибли — 25-летняя Галина Дегтярёва и два брата Тяпкиных — 6-летний Олег и 4-летний Саша. Четвёртой безвинной жертвой самоубийцы стал 4-летний Егор Пушенко — за его жизнь врачи боролись неделю, но 4 октября мальчик скончался в больнице.

Следователи установили, что руководители авиаотряда многого не знали о Серкове — в частности, что в течение двух лет перед ЧП он пережил две тяжёлые травмы головы, что у него был как минимум один эпилептический припадок. Оказалось, что в ходе семейных ссор он симулировал самоубийство, разрезая лезвием кожу на руках.

После трагедии в Новосибирске порядок контроля за пилотами был ужесточён. Вероятно, это помогло избежать новых трагедий.

Хочется верить, что так будет и впредь, и российская авиация никогда не переживёт ничего похожего на трагедию немецкого А320.