Чёрная полоса. Афроамериканцы снова бунтуют и проливают кровь

Негр белому полицейскому не товарищ? © / www.globallookpress.com

Цвет мести

По городам США прокатились демонстрации протеста. Людей вывело на улицы возмущение «полицейским произволом» и новыми случаями немотивированной стрельбы полицейских по чернокожим гражданам. Так, 6 июля в штате Миннесота пулю получил 32-летний Филандо Кастиле. Полицейскому показалось, что вместо документов сидящий за рулём мужчина (также в машине была его подруга и малолетний сын) достаёт оружие. Днём ранее в Луизиане полицейскими при задержании был убит 37-летний Элтон Стерлинг. События имели такой резонанс, что высказаться пришлось президенту США: «Эти случаи - симптомы тех расовых различий, которые существуют, - признал Барак Обама. - ­Афроамериканцев в США полицейские останавливают на 30% чаще, чем белых. Чернокожих и латиноамериканцев в 3 раза чаще обыскивают... И полиция открывает огонь по афроамериканцам в 2 раза чаще, чем по белым».

   
   

Шумные демонстрации, как и раньше, могли бы закончиться потасовками и разгромленными витринами. Но на этот раз в Далласе, штат Техас, нашёлся чернокожий ветеран боевых действий на Ближнем Востоке Мика Хавьер Джонсон, который решил мстить. Заняв удобную снайперскую позицию, он расстрелял из автомата пятерых белых полицейских, ещё несколько человек ранил. Как рассказал шеф полиции Далласа Дэвид Браун, переговоры с преступником шли несколько часов: «Он был зол из-за последних случаев гибели чернокожих, зол на белых людей, хотел убивать белых, особенно белых полицейских». Сдаться Джонсон отказался. Чтобы не рисковать людьми, полиция отправила на штурм дистанционно управляемого робота со взрывчаткой.

«Отношение полиции в США к афроамериканской молодёжи в целом негативное, злоупотребления очевидны, - говорит Павел Подлесный, глава Центра российско-американских отношений ИСКРАН. - После того как в середине XX в. афроамериканцев уравняли в правах с белыми, была надежда на быструю интеграцию. Но, к сожалению, она идёт со скрипом, несмотря на то что в США сейчас чернокожий президент, чернокожими были два госсекретаря, многие члены конгресса и т. д.» К слову, шеф полиции Далласа - и сам чернокожий.

Бедность заела?

«В «пострасовом» обществе прожили пока лишь два поколения, - рассуждает Виктория Журавлёва, старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ­НИИМЭМО РАН. - Нынешняя острота трений связана с тем, что не оправдались надежды афроамериканцев на чернокожего президента. Символ равных возможностей - да, он как бы есть. Но реальность американской жизни никуда не делась: по-прежнему «чёрный» квартал - бедный квартал, где многие живут на пособия, с плохими школами и высоким уровнем преступности. Вдобавок в Штатах свободно обращается оружие. Поэтому полицейские, подозревая того или иного афроамериканца в криминале, исходят из того, что он скорее всего вооружён. Между тем «ответом» на рост агрессии со стороны бедного чёрного населения становится рост агрессии со стороны бедного белого». 

Как считает Журавлёва, едва ли США ждёт развал на расовой почве, хотя такие прогнозы временами и появляются в прессе. Но «обострения болезни», особенно если властям придётся сокращать социальную поддержку бедных, скорее всего, будут повторяться. По мнению Подлесного, первым делом американцам придётся всё же что-то менять в работе полиции и ужесточить оборот оружия.