Пять метров под землёй
На металлической двери крупными буквами написано «Убежище». Рядом висит план, на котором обозначены фамилии командира и членов звена, обслуживающего защитное сооружение.
Чтобы воссоздать атмосферу тех лет, когда подвал использовался по своему прямому назначению, директор Дома культуры Алексей Никулин на плёнке включает сигнал воздушной тревоги.
Мы заходим внутрь помещения. Дверь бомбоубежища закрывается тяжёлыми рычагами; чтобы их повернуть, нужно приложить силу.
«Первая стена больше метра толщиной, вторая — 70 сантиметров, между ними насыпана песчаная подушка, которая служит демпфером в случае мощного попадания в первую стенку и не даёт разрушится второй, — говорит Алексей Никулин, — над нами больше метра бетона, поверх бетона насыпано порядка двух метров земли, и на всём этом стоит Дом культуры, который тоже является своеобразной крышей».
Блиндаж
Убежище имеет коридорную систему. Практически из каждой комнаты есть выход в ещё одну. Самое большое помещение отдано под экспозицию «Блиндаж». Деревянный стол. На столе чайник и керосиновая лампа. На стене портрет Сталина. В углу шинель и каска.
«Комната имела несколько назначений, — говорит Алексей Никулин, — так как она большая, в ней можно было прогуливаться, если приходилось долго сидеть в убежище. Отсюда можно пройти в туалет и душевую. Здесь же установлены баки для хранения питьевой воды и имеется второй выход из убежища, по которому можно пройти внутрь Дома культуры. Здесь могла поместиться рабочая смена трампарка — около 50 человек. В 1943 году здесь жили люди. Ведь всё было разбито в Сталинграде. Первые 14 человек сюда пришли ещё в январе, до того, как был пленён Паулюс, и жили вплоть до 50-х годов».
Подземный лаз
Однако если вдруг здание будет разрушено, выбраться из него будет проблематично — выходы будут завалены. Поэтому в полу одной из комнат есть вход в настоящее подземелье. Он закрыт квадратным металлическим люком с кольцом. Всего пара ступенек вниз — и подземный ход поворачивает в сторону. Оттуда тянет холодным и свежим воздухом — это значит, где-то там есть выход. Передвигаться по такому лазу крупному человеку непросто — проход очень узкий, а потолок высотой не больше метра.
«Какая у него длина, мы сказать не можем — это военная тайна, — говорит Алексей Никулин, — впрочем, где он заканчивается, тоже знают всего несколько человек, чтобы враги не смогли замуровать последний выход из убежища».
Очистка воздуха вручную
Ещё одно помещение стилизовано под комнату отдыха. «Это, конечно, "новодел"», — сознаётся директор, указывая на двухъярусные деревянные лежаки. К слову, большая часть музейных экспонатов, которые сегодня находятся в экспозиции бомбоубежища, — это вещи, предоставленные поисковиками и самим Алексеем Никулиным. Он тоже увлекается историей Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы.
«В бомбоубежище двойная система фильтрации, — рассказывает Алексей Никулин, — малый круг рассчитан только на комнату отдыха, а большой круг очищает воздух во всём убежище».
Для того, чтобы очистить воздух при отсутствии электричества, необходимо завести систему вручную. При этом звук раздаётся жуткий. Чем было больше людей, тем чаще приходилось заводить систему фильтрации. Сложно себе представить, как при таком шуме люди умудрялись отдыхать и даже спать.
«Если завтра будет война — убежище находится в полной боевой готовности, — уверен Алексей Никулин, — в любой момент оно готово перепрофилироваться и из музея вновь превратиться в защитное сооружение».
Читайте также: Что писали о Сталинградской битве мировые СМИ 72 года назад →