Брюссельская мясорубка. Чего ожидать России после терактов в Бельгии?

Охрана усилена, но где ж спецслужбы были раньше? © / Ирина Калашникова / РИА Новости

- Я помню, как несколько лет назад после интервью с генсеком НАТО улетал из столицы ЕС. В главный аэропорт Бельгии можно было зайти с чем угодно: ни просвечивания багажа на входе, ни рамок металлоискателей. Неподалёку от входа скучали двое полицейских с автоматами, лениво оглядывая проходящих. 22 марта террористы с тремя бомбами в сумках доехали на такси, без проблем зашли в здание аэропорта Брюсселя и подорвали себя в толпе людей. Кровавая баня прошлой осенью в Париже ничему не научила Европу… Вместо серьёзных мер здесь ограничились лозунгами: «Не поддадимся на провокации!», «Сохраним свои свободы!». Увы, когда-то и мы наступали на схожие грабли: проверку чемоданов, проход через рамку и лёгкий обыск пассажиров на входе в «воздушные гавани» РФ ввели в 2011 г., после теракта в «Домодедово».

   
   

- Радикальные исламисты в Европе вышли на качественно новый уровень, - объясняет бывший майор французских спецслужб, член ассоциации экс-разведчиков «Мир - наше отечество» Жан-Пьер Кандани. - Ещё десять лет назад теракт в ЕС означал следующее - бывшие пастухи из «Аль-Каиды» выучили студента в Афганистане, как приехать в Париж и, скрываясь в подполье, собрать там бомбу из сахара и гвоздей. Сейчас всё иначе - это настоящая партизанская война в центре Европы. Оружие и взрывчатка легко покупаются по Интернету у «чёрных дилеров». Боевиков финансируют местные бизнесмены арабского происхождения, у них есть свои «леса и горы» - кварталы Сен-Дени в Париже и Моленбек в Брюсселе, где можно скрыться от полиции. И главное - сочувствующее им население. Для тысяч мусульман Евросоюза террористы Брюсселя - герои. Боевикам больше не нужно думать, как пробраться в «тыл врага». Во-первых, за последний год в ЕС въехали 1,5 миллиона арабских беженцев. Во-вторых, исполнители терактов - граждане Бельгии. Не бомбить же Евросоюзу собственные города…

Бомба из скороварки

С 7 января 2015 г. это третий крупный теракт в ЕС - сначала расстрел редколлегии журнала «Шарли Эбдо» и захват заложников в магазине, затем резня в центре Парижа, теперь вот кровь в Брюсселе. Знакомо до боли: в России с середины 90-х акции террористов следовали одна за другой - захват роддома в Будённовске, взрывы домов в Москве, «Норд-Ост», массовое убийство детей в Беслане. Постепенно (на это ушло прилично времени) спецслужбам РФ удалось уничтожить главарей исламистов, сведя на нет нападения с гибелью сотен людей. То же самое в США, где после 11 сентября 2001 г. не происходило грандиозных терактов: кроме случая братьев Царнаевых, собравших в Бостоне из скороварки бомбу. Конечно, и у нас сохраняется шанс, что фанатик-одиночка сможет взорвать себя в людном месте, но дело не в этом. Брюссельские теракты показали - ЕС до сих пор не сделал выводов, с каким именно врагом имеет дело. Арабские иммигранты продолжают попадать в Европу без виз и документов, террористы легко перемещаются между странами, а в Дании и Австрии ведутся дискуссии: не оскорбим ли мы мусульман, если не уберём свинину из меню закусочных?

- ЕС оказался абсолютно не готов к тому, что на улицах и в метро станут взрываться террористы-смертники, - комментирует экс-депутат парламента Сербии Милан Томинович. - И явно не знает, что делать с этим дальше. Усилить бомбардировки баз террористов на Ближнем Востоке? Их и так утюжат без остановки, но атаки исламистов в ЕС только участились. В то же время я бы отметил высокую скорость раскрытия этого преступления. Внешность совершивших теракт распознали вскоре после взрыва, личности боевиков установили по ДНК за 48 часов. Бельгийская полиция не смогла предотвратить взрывы, но дальше действовала профессионально. 

Поколение «джихада»

Да, тут не поспоришь. У нас в последнее время модно критиковать Европу, однако на те вещи, которые у специалистов ЕС исследуют двое суток, наши лаборатории тратят две недели: в частности, на идентификацию по ДНК жертв авиакатастрофы в Ростове. Фото брюссельских террористов почти сразу оказались у полиции благодаря цифровым видеокамерам, установленным в Европе повсюду, - нам пока о таком остаётся только мечтать. Тем не менее очевидно - современное техническое оснащение не поможет европейским властям сдержать новые теракты.

«24 марта в Бельгии был убит работник охраны АЭС, у него похитили служебный пропуск, - говорит экс-офицер французских спецслужб Жан-Пьер Кандани. - Вот это уже серьёзная тревога: вероятно, террористы попытаются устроить атаки на ядерные объекты ЕС, что чревато огромным числом жертв. Скорее всего, снова произойдут нападения во Франции, в Бельгии, почти наверняка в Германии и Италии. Не исключены взрывы в Нидерландах, Австрии, Дании - маленьких странах, где не много профессиональных сотрудников безопасности. И конечно, под прицелом боевиков - туристические достопримечательности». 

 ЕС рано или поздно осознает - с террористами придётся бороться в полную силу. В том числе, возможно, и закрытием Шенгенской зоны, танками и пулемётами на границах плюс полным контролем над арабскими общинами. У нас после терактов в Европе стало модно злорадствовать - ну, мы же предупреждали. Это не слишком умно, ибо бельгийская мясорубка содержит урок и для России. Совершившие взрывы в Брюсселе - граждане Бельгии. Их семьи эмигрировали в Европу из Северной Африки за лучшей долей. Они работали, не жалея себя, чтобы обеспечить достойную жизнь своим потомкам. А вот их отпрыски и стали лёгкой добычей пропаганды радикальных исламистов. За 25 лет из экс-советских республик Средней Азии в Россию переехали миллионы трудовых мигрантов. Российские спецслужбы держат в поле зрения Кавказ, однако им следует обратить внимание и на пропаганду террористических организаций среди переселенцев в Россию. Иначе нас ждёт неприятный сюрприз. Как в Брюсселе.