Автор и фотокорреспондент еженедельника «АиФ» Владимир Сварцевич:
Отец-игумен Иосиф (до пострига Иван Микора) — один из первых православных священников, кто служил в «горячей точке». В миротворческой бригаде ВДВ в Боснии и Герцеговине он провел год вместо положенных трех месяцев — с 1999 по 2000 г. Священник с гордостью показывает командировочное удостоверение Московского патриархата, в котором ему было предписано нести послушание в «горячей точке».
Получив на всё 100 долларов, он отправился в сербский город Углевик, где дислоцировалось Управление русских десантников, поселился в комнате, где рядом с ликами святых висели каска и бронежилет, питался из общего котла миротворцев.
Там, в сербском городе Углевике, где находилось управление бригады, сделан этот снимок в феврале 1989 года. Мы с батюшкой жили в одной комнате, я, военный фотограф, и он, прибывший в «горячую точку» священник, много общались и по-настоящему сдружились.
Крепкий, смуглый, с орлиным носом и характерным украинским акцентом, отец Иосиф родился в маленьком городке Хусте на Западной Украине — в месте очень знаковом для русской православной церкви, давшем более 300 священников и монахов. В детстве Иван не думал, что будет служить Богу. Но когда утонул его брат, задумался о скоротечности земного бытия. Вместе с родной тетушкой, монахиней Анной, мальчик проводил все время на подвории Вознесенского монастыря. С окончанием училища телемастеров получил повестку в армию, служил связистом в Южном округе стран Варшавского договора — в Будапеште. Затем окончил Одесскую духовную семинарию, монашеский постриг принял в Казахстане. И воинская служба среди десантников была ему не в тягость.
Десантники-миротворцы его любили, подарили камуфляж — только вместо эмблем ВДВ в петлицах камуфляжной куртки блестели православные крестики. Первое время он не находил себе места, пытаясь нащупать пастырские подходы к прихожанам с оружием в руках. И долго не мог найти общий язык с замполитом бригады, полковником Виктором Леоновым, по прозвищу «Ленин» — так называли его солдаты за удивительный профиль, схожий с профилем вождя мирового пролетариата.
Замполит был мужчиной суровым, но службу знал отлично, и заботы отца Иосифа его не волновали. Но так вышло, что спустя два месяца, миротворцы называть стали батюшку «заместителем комбрига по Богу».
Однажды десантники, а среди них много ветеранов Первой чеченской войны, пригласили на дружеское застолье: то ли обмывали боевую награду, то ли очередное воинское звание. На «десантную вечеринку» пришел и батюшка. Десантное застолье — испытание серьезное и слабаков тут не любят. Священник все испытания застольем выдержал мужественно. На утро отец Иосиф стоял у иконы и молитвой искупал вчерашние грехи.
Потом батюшка пригубил немного «зеленого змия» и начал жаловаться на замполита. Вечером, без всякой задней мысли, отцу Иосифу сообщили, что готовится приказ о его назначении «заместителем комбрига по связям с Богом». Утром, на построении управления бригады, отец Иосиф стоял в одном строю с миротворцами. Комбриг Николай Игнатов, Герой России, и глазом не моргнул, приняв это как должное. Только надо было видеть замполита, который метал гром и молнии в сторону отца Иосифа. Но во всякой шутке есть доля истины. С замполитом батюшка помирился, а полковник Леонов «нарезал» ему боевые задачи. С тех пор батюшка ездил на БТРе на «боевые» — в горные тактические подразделения, где проводил свою работу, освещал военную технику и личные автомобили, купив которые, офицеры своим ходом возвращались на Родину, читал бойцам проповеди.
По выходным и церковным праздникам, в бригадном храме Александра Невского, построенном десантниками, раздавался колокольный звон, приглашая на службу к отцу Иосифу. Звонарями были музыканты военного оркестра, они же — певчие во время богослужения. Особенно радовались сербы, приходя в храм российских миротворцев целыми семьями. Ради любопытства приходили военнослужашие НАТО, а один американский солдат Савва, русский по происхождению, помогал отцу Иосифу по церковному хозяйству: зимой чистил снег вокруг храма, а летом косил траву. После того, как закончилась миротворческая миссия российских десантников, храм сгорел. Причину так и не назвали.
Перед своим «дембелем» отец Иосиф стоял уже на законном основании в общем строю миротворческой бригады. На его рясе, из-под которой был виден камуфляж, блестели пять российских и сербских медалей. И когда бригада проходила перед ним парадным строем, отец Иосиф даже всплакнул. По возвращению в Россию, батюшка был направлен в город Пензу, где служит сегодня в храме Георгия Победоносца при областном призывном пункте.
С недавних пор российская армия стала гораздо ближе к Богу в полном смысле этого слова — представители православной церкви служат на штатных должностях в Вооруженных силах России. В армии Российской Империи были тысячи священников, а в «Дикой дивизии» — свой мулла. Священников не внедряют насильно, их там многие ждут. Сегодня в современной армии РФ работают десятки штатных священников, а решением Министра обороны введено в штат около 300 войсковых пастырей. Вот как оценивает потребности армии в священнослужителях главный священник ВДВ, кавалер ордена Мужества иерей, отец Михаил: нужно около 400 православных священников, 30-40 мусульманский мулл, 2-3 буддистских ламы, 1-2 иудейских раввина. Тяготы и лишения воинской службы войсковые священники несут наравне с военнослужащими. Три года назад, в ВДВ было проведено десантирование мобильной церкви. Такие полевые храмы постоянной боевой готовности будут применяться в недоступных местах, где десантирование с парашютом — единственный способ добраться до места для выполнения боевой задачи. А недавно из боевого похода к берегам Сирии в Средиземное море, на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» вернулся отец Сергий из Североморской епархии. Так что «горячие» точки в мире по-прежнему остаются одним из мест несения службы для армейских православных священников.
Смотрите также:
- Солдат и вера. Молодой священник служит на военной авиабазе →
- Священник пошел на флот, чтобы по совести служить →
- Исповедь военного священника →