Всероссийский пастырь: жизнь во Христе Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, 1890е. © / Commons.wikimedia.org

Чудеса неисчислимы

Вначале он не понимал своего предназначения. Мечтал поехать миссионером к алеутам, смягчать грубые нравы язычников. Но, назначенный священником в Кронштадт, и тут обнаружил достаточно язычников. Батюшка посещал их дома, делился последним, порой возвращался домой без верхней одежды. Церковное начальство сердилось на него за это, стало выдавать жалованье не ему, а жене, чтобы он не роздал его бедным. Однажды некая благочестивая старушка попросила его помолиться о выздоровлении тяжко больного: «Ты прямо проси у Бога, чтобы он исцелил». «Как я могу проявить такую дерзость?» - подумал отец Иоанн и вдруг почувствовал, что ему даётся на это разрешение. И почти потребовал у Господа исцелить несчастного. На следующий день ему сказали, что тот полностью выздоровел. С этого момента чудотворения хлынули таким потоком, какого, вероятно, не было в истории христианства со времён самого Иисуса. Слепые прозревали, хромые ходили, умиравшие возвращались к жизни. С большим опозданием некоторые из чудесных исцелений о. Иоанна стали фиксироваться с указанием времени и места, фамилии и адреса исцелённого и документами, подтверждавшими случившееся, в частности заключениями врачей. Эта выборочная летопись заняла несколько томов. Чудеса вышли на какой-то небывалый доселе уровень: исцелялись по его записке, по присланной фотокарточке, по телеграмме!    
   
Почётный член «Казанского Общества Трезвости» И. И. Сергиев (Кронштадтский) (фото из журнала «Деятель» за декабрь 1898 г.) Фото: Commons.wikimedia.org

Однако самое большое чудо представлял собой сам Иоанн Кронштадтский. По законам естества в том режиме, какой был для него повседневным, человек выжить не может, а он был в здравии почти до восьмидесяти лет. Он служил литургию каждый день, а значит, постоянно постился и каждый день для подготовки к службе вставал в 3 часа утра. Служение его было потрясающим: и он, и молящиеся в храме обливались потоками слёз. Причащались тысячи людей, поэтому это таинство длилось по времени до трёх часов. После этого о. Иоанн произносил проповедь, на которую народ реагировал, как на слова самого Христа. Потом батюшка принимал посетителей, после чего отправлялся исполнять требы. Возвращался домой он глубокой ночью, и совершенно непонятно, когда он успевал писать свои  проповеди, размышления, вышедшие под названием «Моя жизнь во Христе». Он явно жил в каком-то удлинённом времени, а удлинить время может только Тот, Кто его сотворил. Его сверхчеловеческая нагрузка отягощалась частыми поездками по России, благодаря которым к его святости могли прикоснуться сотни тысяч людей. Как его любили и почитали - об этом говорит такой факт: когда он плыл куда-то на пароходе, толпы бежали за ним по берегу. И на всю страну гремел его постоянный призыв: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у своих святых предков вере, мудрости и мужеству!»

Книга «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского прижизненного издания 1905 года. Титульный лист второго тома. Фото: Commons.wikimedia.org

Отсроченная победа

Главная тема его обращений к народу была - недопустимость революции. «Перестаньте безумствовать! Довольно, довольно!» - гремел его голос на весь мир. И с грозной прямотой пророка он предрекал: «Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства...»

Великий пастырь не смог предотвратить революцию. Значит ли это, что он потерпел поражение? Казалось бы, какое в этом может быть сомнение: безбожники и безумцы взяли-таки верх. Но вот что должно нас смутить: Россия ведь не опустела! Мало того, она сумела пережить и Гражданскую войну, и разруху и быстро восстановилась, став могучей державой. Задумываясь над этим и анализируя факты, приходишь к поразительному выводу: послереволюционное развитие России, переименованной в СССР, пошло совсем не туда, куда хотели революционеры, и в этом смысле они оказались вовсе не победителями. Народ проявил такое несгибаемое упорство в стремлении оставаться русским народом, что большевики изнемогли в борьбе с его упрямством и в конце концов сами стали патриотами. А в том, что мы обрели такой сильный иммунитет к безбожию и безумству, заслуга Иоанна Кронштадтского просто неоценима. Сам Господь послал его нам, чтобы накануне катастрофы вдохнуть в Россию запас духовности, позволивший выжить при сатанинской власти, а потом её и образумить.

Смотрите также: