Как и когда читается канон святого Андрея Критского?

Категория:  Христианство
Ответ редакции

Во время Великого поста в православных храмах читают покаянный канон святого Андрея Критского. Всего текст канона содержит 250 кратких молитвенных песнопений. С понедельника по четверг первой седмицы православные христиане прочитывают определенное количество песен, а в четверг пятой седмицы — весь канон целиком. 

   
   

Покаянный канон святого Андрея Критского считается самым длинным каноном. Он охватывает события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. В первой части песни канона звучит обращение к Христу, а далее речь идет о покаянии и о сложном пути души к Богу. Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». 

Великий канон начинают читать по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием. Канон напоминает всем верующим, что пост — это время покаяния и очищения. Его текст направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста?

Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. В этот день читают первые девять песен канона. Чтение происходит вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся и лучше усваивалось на духовном уровне. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши...» В это время полагается земной поклон.

С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах человечества от Адама до времен Нового Завета.

Что читают во вторник первой седмицы Великого поста?

Во вторник читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского. В первой из них вспоминается первое совершенное на земле убийство: когда Авель принес угодную Богу жертву, то его брат Каин, жертва которого не была принята, предавшись обиде, убил брата.

Вторая песнь вновь вспоминает об Адаме и Еве, которые ищут покаяния. Третья повествует о Всемирном потопе, праведнике Ное, спасенном на ковчеге, а также о его сыне Хаме и праведном Лоте. Текст песни указывает на то, что человек сам погружает себя в грехи и относится к ближнему без должного трепета и почтения.

   
   

В четвертой песни упоминаются патриархи, сыновья Иакова, от которых произошли 12 родов Израиля. В пятой песни вспоминаются спасенный от смерти младенец Моисей, повивальные бабки, от которых требовали убивать еврейских младенцев, а также подвиг Моисея, выводившего через пустыню избранный народ из египетского плена. Шестая песнь вспоминает исход избранного народа из рабства, а также Иисуса, увидевшего и возжелавшего землю обетованную.

В седьмой песни говорится об Озе, который, когда перевозил ковчег, отважился, несмотря на запрет, коснуться его, сыне Давида Авессаломе, который, чтобы заполучить власть, вошел по совету Ахитофела к наложницам своего отца, а также о Соломоне, который впал в сластолюбие и идолопоклонство. В песне также вспоминают о сыне Соломона Ровоаме, не считавшемся с советами отца, и слуге Соломона Иеровоаме, который разделил Израиль на два царства.

В восьмой песни вспоминают царя Озия, который так возгордился своими успехами, что дерзнул войти в алтарь Храма вопреки запрету и был поражен за это проказой. Кроме него вспоминают жителей Ниневии, искренне покаявшихся после проповеди пророка Ионы и тем самым избежавших наказания, а также пророка Иеремию и других праведников, благодаря молитве спасшихся от напастей.

В девятой песни вспоминается, как дьявол искушал Христа хлебом и царством во время поста в пустыне, а также о том, как жители Самарии и Иудеи пришли каяться. В тропаре вспоминается и первое чудо Христа, когда вода была превращена в праздничное вино, а также случаи исцеления Христом больных и немощных. 

Что читают в среду первой седмицы Великого поста?

В первой песни православные вспоминают притчу о блудном сыне, растратившем дары отца, и милосердном самарянине. Во второй песне повествуется о Ламехе, который стал убийцей вслед за своим предком, и о других грешниках, вызвавших на себя гнев Господень.

В третьей песни речь идет о рождении Исаака, сына Авраама. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. В каноне говорится, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился, но в последний момент Бог остановил его руку и заменил жертву на ягненка.

В четвертой песни рассказывается о спасении, дарованном нам Христом. В пятой песни вспоминают о фараоне, не хотевшем отпускать иудеев из Египта. В шестой песни повествуется о Моисее, который вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную. В седьмой песни вспоминают царя Манассия, который отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей и только к концу жизни покаялся, попав в плен к своим врагам-ассирийцам.

В восьмой песни говорится о разбойнике, который был распят вместе с Христом. Распознав в распятом человеке Мессию, он попросил помянуть его, когда Господь придет в Царствие Свое. В девятой песни повествуется о фарисеях, мытарях и блудницах, просящих о помиловании и спасении у Христа. 

Что читают в четверг первой седмицы Великого поста?

В четверг, как и в предыдущие дни Великого поста, читают еще девять песней канона Андрея Критского. В первой песни вспоминают Христа, взявшего на себя грехи мира. Во второй повествуется об убийце Ламехе, который рассказал своим двум женам, что убил мужчину и юношу. В третьей песни говорится о рождении Измаила и прообразе Христа, поучавшего людей властвовать над своими страстями. В четвертой песни автор канона вспоминает Иова, который был праведен и богат, пока в одночасье не лишился всего.

В пятой песни говорится о женщине, исцеленной несмотря на возражения фарисеев. В шестой песни потерянную серебряную монету сравнивают с грешником, которого Господь ищет и радуется, когда он находится. В седьмой песни говорится о праведном царе иудейском, который уничтожил идолослужение и восстановил богослужение в Иерусалимском храме, за что был дарован продлением жизни. В восьмой песни вспоминается блудница, полившая миро на ноги Христа, а также Страшный Суд. В девятой песни автор канона вспоминает об обстоятельствах распятия Христа. 

Что читают в четверг пятой седмицы Великого поста? 

В четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Продолжительность богослужения составляет пять-семь часов. Оно начинается вечером в среду (по православной традиции, утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который ранее читался по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.

Смотрите также: