Известно, что вновь избранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - шестнадцатый по счёту Предстоятель Русской православной церкви. Однако в истории РПЦ был ещё один патриарх. Почему его не включили в официальные списки?
В этом материале вы можете ознакомиться с биографиями всех предстоятелей РПЦ
Святитель Иов — первый Патриарх Московский и всея Руси (1589—1605)
По отзывам современников, был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая», наизусть читал Псалтирь, Апостол и Евангелие.
В миру Иван (Иоанн). Родился около 1525 года в Старице. Как только достиг совершеннолетия, он принял постриг, а впоследствии стал игуменом (с 1566 по 1571 год) в Старицком Успенском монастыре.
В то время Старица была известна как один из центров опричнины, туда часто наведывался Иван Грозный, который заметил игумена Иова и в 1571 году потребовал, чтобы тот перевёлся в Москву в Симонов монастырь.
В 1575 году Иов стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве. С 1581 года - епископ Коломенский. В Коломне он был до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским.
С середины 1580-х годов Иов был близким сподвижником Бориса Годунова, при содействии которого был возведён в митрополиты Московские (1586 год) и 26 января (по старому стилю; 5 февраля по новому стилю) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские.
Одним из важных церковных событий его патриаршества стала канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, а также распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой во времена правления Бориса Годунова.
Падение Иова началось после смерти Годунова в 1605 году и победы Лжедмитрия I. Дело в том, что Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и предал его анафеме. Он требовал от москвичей верности Фёдору Борисовичу.
Так как секретарём Иова некоторое время был Григорий Отрепьев, то исследователи, которые отождествляют этого персонажа с Лжедмитрием I, объясняют стремление последнего как можно быстрее выслать Иова из Москвы нежеланием разоблачения.
После убийства Фёдора Годунова Иова арестовали во время богослужения в Успенском соборе Кремля, сорвали с него патриаршье облачение и как простого монаха отправили в изгнание. После изгнания Иова Церковный Собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия.
В Старице Иов прожил ещё два года, и умер в 1607 году. Перед смертью реабилитированный при Василии Шуйском посетил Москву, но из-за того, что к тому времени владыка совершенно ослеп, он отказался от возвращения на Патриарший Престол и вернулся в Старицу, где скончался 19 июня и был похоронен в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году останки Иова перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Канонизирован Русской церковью в 1989 году в лике святителей.
Патриарх Игнатий (30 июня 1605 — май 1606) - церковный деятель греческого происхождения. Был поставлен в качестве предстоятеля РПЦ Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей
Игнатий – выходец с Крита. Родился около 1540. Прибыл в Москву в 1595 году в составе миссии Константинопольского патриархата и остался служить в России. Принимал участие в коронации Бориса Годунова. В 1603 году стал митрополитом Рязанским и Муромским.
После смерти Годунова, как и большая часть высокопоставленных иерархов Русской православной церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Именно он приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек. На следующий день после убийства Лжедмитрия — 18 мая 1606 года был лишён сана и заточён в Чудов монастырь.
В 1611 он был освобождён поляками и отправился в Речь Посполитую, где принял униатство. Последние годы провёл в Троицком монастыре в Вильно.
Патриарх Гермоген, также Ермоген (ок.1530 —- 17 (27) февраля 1612)
Второй (фактически третий, считая Игнатия) Патриарх Московский и всея Руси (1606—1612), общественный деятель эпохи Смутного времени.
В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Гермоген, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в гостинодворскую церковь святителя Николая Чудотворца, где служил священником.
С 1582 года после принятия монашества был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. В 1595 году участвовал в открытии мощей святителя Гурия и составил его первое краткое житие.
Избран Патриархом при поддержке Василия Шуйского. Отказался признать русским царём Владислава Сигизмундовича и благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. В 1611 году был заточён поляками в Чудовом монастыре и умер от голода.
Канонизирован в 1913 году как священномученик.
Патриарх Филарет (в миру — Феодор Никитич Романов) - третий Предстоятель РПЦ
Церковный и политический деятель Смутного времени и следующей эпохи; Патриарх Московский и всея России (1619-1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию, двоюродный брат царя Феодора Иоанновича.
В отличие от большинства крупных церковных деятелей, в юношестве Фёдор Романов совсем не думал о монашестве и духовной карьере. Боярин (c 1586), один из первых щёголей в Москве, он был сыном влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянником царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного.
В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.
Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600-м был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами Филарет и Марфа (постриг должен был лишить их прав на престол). Единственный выживший их ребёнок — Михаил Фёдорович — впоследствии, после окончания Смутного времени, был избран в 1613 году царём.
В 1605 году он был освобождён из Антониево-Сийского монастыря как «родственник» Лжедмитрием I и занял пост митрополита Ростовского. Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608-го играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца Лжедмитрия II. Отмечается, что его юрисдикция распространялась на территории, которые были под контролем тушинцев, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.
В 1610 году он был отбит у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. Как и патриарх Гермоген, он не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).
1 июня 1619-го был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.
Прибыл в Москву 14 июня 1619-го. 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.
Будучи родителем государя, Филарет до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.
Скончался 1 октября 1633 года.
Святитель Иоасаф I — четвёртый Патриарх Московский и всея Руси (1634—1640)
Преемник Филарета, до этого был архиепископом Пскова. В родном городе во время выступлений прав Пскова против притязаний немецких торговцев у него были отняты патриархом «благословение и служба».
Одним из первых его дел в качестве патриарха было жестокое наказание архиепископа суздальского Иосифа Курцевича за его недостойное сана поведение в епархии.
В 1636-м им издана обширная «память» поповским старостам о прекращении разных «нестроений», допускавшихся при богослужении и в жизни духовенства. Для прекращения споров о местах между иерархами Иоасаф издал «Лествицу властям», в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах.
При Иоасафе велось исправление и издание богослужебных книг. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, которые были закрыты ранее.
Святитель Иосиф — пятый Патриарх Московский и всея Руси (1642—1652)
С 1639 — архимандрит Симонова монастыря в Москве. Был избран после долгого вдовства патриаршего престола, причём при выборах впервые использовался жребий. Кроме владыки Иосифа, все московские патриархи до избрания уже были архиереями.
О том, какими событиями была полна его жизнь до патриаршества, почти ничего не известно, кроме того, что он был родом из города Владимира. По характеру был скромен, задачи свои определял как пастырские, властностью во главе Церкви не отличался.
При нём было издано печатное «Поучение» к священникам, мирянам и иереям и ряд других посланий. Церковные книги, изданные при Иосифе, были последними, отражающими дониконовские редакцию текстов и обрядность. Поэтому они впоследствии высоко ценились и переиздавались старообрядцами.
При нём издано Соборное уложение (1649) и канонизировано много святых; в том числе при нём осуществилось открытие мощей преподобного Александра Свирского (1643 год), благоверного князя Георгия Всеволодовича (1645 год), Кирилла Новоезерского (1648 год), Анны Кашинской (1649 год), Саввы Сторожевского (19 января 1652 года), перенесение мощей патриарха Ермогена, патриарха Иова.
Преставился 15 апреля 1652-го, не дождавшись прибытия в Москву мощей митрополита Филиппа Московского.
О его патриаршестве и кончине сочинил особую повесть вступивший при нём на престол царь Алексей Михайлович.
Патриарх Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 — 12 декабря 1666) - шестой глава РПЦ
Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово (Княгининского уезда, Нижегородской губернии). Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии - Макарьевский Желтоводский, по другой - Печерский), где, по-видимому, получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился.
В возрасте 21 года он стал сельским священником. На Макарьевской ярмарке он знакомится с московскими купцами, которые поразились его талантом священника и перевезли Никиту в столицу.
Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона.
С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря.
В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью.
Во время бунта 1650 г. Никон с риском для собственной жизни пытается восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником».
В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.
Отмечается, что недолгие шесть лет патриаршества Никона оставили глубокий след в русском православии. Его имя часто упоминается в связи с печальным расколом в Церкви. Никон занимается правкой книг, проводит церковные реформы.
Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан якобы за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены.
Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх.
Святитель Иоасаф II - седьмой русский патриарх в 1667 - 1672 годах
При Иоасафе состоялся знаменитый Московский Собор 1667 г., решивший вопрос о старообрядчестве. Именно при нём было безусловно одобрено исправление книг, совершенное Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся.
При Иоасафе велась борьба против раскола (изданы полемические сочинения «Жезл правления»; «Глас к священноначальникам»; священники, которые продолжали совершать литургию по-старому, уволены).
Заботясь о «правильном» иконописании и борясь с проникновением западной манеры в русскую иконопись, Иоасаф издал «Выписку от божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя».
Как отмечают исследователи его биографии, Иоасаф «не был новатором: он шел по стопам Никона, но без его энергии и огня».
Скончался 17 февраля 1672-го; погребён в Успенском соборе у западной стены.
Перейти к биографиям следующих предстоятелей Русской православной церкви