Протоиерей Максим Козлов: решение Бенедикта XVI вряд ли было безответственным

Первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ профессор и протоиерей Максим Козлов рассказал корреспонденту АиФ.ru, что процедура избрания нового Папы Римского ничем не будет отличаться от предыдущих.    
   

О процедуре:

«Должен быть собран конклав кардиналов – то есть собрание высших церковно-административных лиц Римско-католической церкви, которые на сегодня обладают эксклюзивным правом избрания следующего римского первосвященника. И они на закрытом собрании – конклаве – в изоляции от внешнего мира должны избрать следующего Римского Папу, при этом не имеют право разъехаться и даже покинуть помещение до того, как они этот выбор осуществят. Все известные способы первоначального оповещения, например, белый дым сжигаемых бюллетеней, который говорит о том, что Папа Римский выбран или черный, который говорит о том, что тур выборов прошел безрезультатно, все это будет происходить в Ватикане, в Сикстинской капелле», - объяснил отец Максим.

О мотивах:

«Речь не идет в данном случае, насколько я понимаю, о бегстве от паствы. Одно дело, когда паства остается во власти терзающих ее безбожников или иноверцев, а клирик убегает. Другое дело, когда довольно регулярно происходит избрание римского первосвященника», - отметил первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ.

Процедура отречения Папы Римского от престола. Досье >>

Уходы по старости или по другим причинам имели место и в поместных православных церквях. Можно вспомнить патриарха Сербского Германа, который в 1990 году, будучи уже весьма престарелым человеком, ушел на покой. Неоднократно были подобного рода прецеденты на Константинопольской кафедре, например, патриарх Анфим IV, который ушел на покой в 1852 году.

   
   

«Поэтому, имея некоторое представление о личности Бенедикта XVI, трудно предположить, что это безответственное решение. Скорее, помимо тех причин, которые приведены в кратких строках его официального заявления, можно предположить наличие и других не отменяющих эти и более глубоких и сущностных причин. Моим частным мнением является то, что контекст современной глобальной цивилизации таков, что глава Римско-католической церкви, каковы бы ни были его личные нравственные качества и взгляды, не может уже в полной мере противостоять тому давлению со стороны современной западной цивилизации, которое, несомненно, осуществляется, в том числе, и на Римско-католическую церковь», - заявил отец Максим. 

При этом профессор отказался предположить, кто может стать новым Папой Римским.

«В данном случае мы можем заниматься только ненужными и бессмысленными спекуляциями. История конклавов говорит, что, чаще всего, эти предположения заполняли страницы газет и журналов, но не реализовывались», - заявил собеседник АиФ.ru.

О статусе Бенедикта ХVI после отречения от престола:

«Папа Римский после процедуры отречения возвращается в число кардиналов. Он не становится, например, «Папой на покое» (по аналогии с существующим у самих католиков понятием «патриарх на покое»).

О безгрешности Папы Римского:

Кроме того отец Максим отметил, что вопреки расхожему мнению, Папа Римский вовсе не является безгрешным.

«Догмат о папской веронравоучительной непогрешимости, принятый на первом ватиканском соборе в 1870 году, никоим образом не подразумевает того, что Папа Римский становится лично безгрешным. То есть что в его поступках якобы  не может быть никакой, свойственной любому человеку ошибки. Этот догмат не означает также того, что католики считают, что каждое папское высказывание по любому поводу сделано безошибочно. Папские высказывания являются безошибочными, с точки зрения католической догматики, в том случае если он делает их по вопросам вероучения и нравоучения, в общеобязательном порядке и официальным образом. По сути дела, это провозглашение новых догматов или же каких-то формулировок в области христианской нравственности. С 1870 года единственным эпизодом, когда католики считают, что Папа проявлял этот дар, эту харизму, было объявление догмата о телесном вознесении Божией матери в 1950 году», - резюмировал отец Максим.

По словам собеседника АиФ.ru, ближайшим прецедентом ухода папы с папского престола был Григорий XII в 1415 году, хотя аналогия эта не является совсем точной. Тогда католическая церковь преодолевала так называемый великий раскол, когда практически в Западной Европе было три папы, конкурировавших между собой, что крайне отрицательно сказывалось на тогдашнем положении католической церкви. По сути дела Григорий XVII сделал это отречение под сильным давлением – у него практически не было выбора. Более менее очевидной аналогией с нынешним уходом Бенедикта XVI является разве что уход Григория VI в 1046 году, и сделал это именно, по крайней мере, по поверхности, по убеждениям, сходным с Бенедиктом XVI.

В понедельник, 11 февраля, Бенедикт XVI заявил о том, что по состоянию здоровья намерен покинуть папский престол.