На уроках религии школьникам расскажут, что есть добро, а что – зло

Нововведение уже вызвало немало волнений. Особенно после недавних терактов, направленных на религиозных деятелей республики, когда из-за взрыва машины едва не погиб муфтий Илдус Файзов, а его заместитель Валиулла Якупов был застрелен в подъезде собственного дома. Появилась информация, что в некоторых мечетях проповедовался нетрадиционный ислам, и родители еще сильнее забеспокоились, не превратится ли школьный урок в религиозную пропаганду.

   
   

Религия или культура?

Чиновники, в свою очередь, утверждают, что новый предмет, вовсе не Закон Божий, который изучался до революции 1917 года. И преподаваться он будет исходя из того, что религия – часть культуры.

- Это курс не религиозный, а культурологический, - рассказал «АиФ» министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов. – Ведь наши школы – учреждения светские, отдельные от церкви. В рамках данного предмета дети получат представление о православии, исламе, иудаизме. То есть о тех религиозных конфессиях, которые существуют в нашей стране. Курс уже прошел апробацию в 18 субъектах Российской Федерации. Хотя религиозные деятели и привлекались в качестве консультантов, учебники разрабатывали историки и обществоведы.

Курс может включать несколько модулей, например, изучение мировых религиозных культур или основы одной российской. Татарстанские родители проголосовали за два модуля – изучение религий нашей страны и основы этики. Вести урок будут учителя начальных классов – один раз в неделю.

- Сложность в том, что ни один вуз пока не готовит специалистов для преподавания данного предмета, - объяснил начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин. – Наши учителя обучались на курсах повышения квалификации, но необходимо, чтобы курсы действовали постоянно.

Воспитывать толерантность

 

На выбор регионам было представлено несколько федеральных учебников. Для школ Татарстана предпочли тот, который подготовили А.Н. Сахаров, член-корреспондент РАН (ранее он также являлся директором Института российской истории Российской АН), и К.А. Кочегаров из издательства «Русское слово» (Москва). Главу, касающуюся ислама, написал Р. М. Мухаметшин, доктор политических наук, ректор Российского исламского университета.

   
   

Для изучения второго, выбранного татарстанскими родителями модуля: «Основы светской этики», в книге представлена этнокультурная региональная составляющая. Это традиции, обычаи, обряды, фольклор и литература народов, проживающих в республике.

К учебнику также подготовлено методическое пособие для учителей, разработанное специалистами Института развития образования республики Татарстан. Его основная мысль, что все традиционные религии России одинаково отвечают на основополагающие вопросы: что есть добро, а что – зло; а задача учителя - воспитывать в учениках толерантность.

Человеческий фактор

Но, несмотря на заверения чиновников и учителей о безобидности нового предмета, родители относятся к нему с настороженностью.

- Многих напугало слово «религия», - рассказала мама четвероклассника Ольга Семёнова. – Одни родители сначала решили, что дети чуть ли не молитвы будут учить. Другие стали опасаться, что начнется пропаганда именно ислама. Это неудивительно, учитывая, что вокруг немало мам и пап, которые и так считают, что часы русского языка урезаются в угоду татарского, а тут еще и «религиозное» новшество. На мой же взгляд – это очень познавательный и увлекательный предмет.

Однако таковым он пока выглядит исключительно на словах. Как будет на деле – отдельный вопрос, который особенно актуален для национальной республики. Ведь нужно еще учитывать такой аспект, как человеческий фактор. У каждого учителя свои религиозные предпочтения, и не хотелось бы, чтобы именно на них делался акцент – неважно, ислам это или православие. Вряд ли кто-то сверху будет контролировать, как проводит урок каждый конкретный педагог. Поэтому задача самих родителей – отследить, чтобы соблюдалась «золотая середина».

 

Смотрите также: