Евгений Ямбург: Мы путаем духовность и клерикализм

Фото: РИА Новости

Совершенно очевидно, что одна из главных проблем России – расшатанная вертикаль ценностей, я не про власть говорю, а про то, что Мандельштам называл «есть ценностей незыблемые скалы».    
   

И эта вертикаль должна стоять на святынях, потому что автономная безрелигиозная этика не сработала в 20 веке, поэтому мне глубоко понятно стремление людей идти к истокам, у меня это не вызывает сомнений.

Но дальше начинаются вещи, на мой взгляд, непрофессиональные, конъюнктурные. У нас же в головах и сердцах сплошная смута, мы путаем веру отцов и вражду отцов друг к другу, мы путаем духовность и клерикализм.

Мне кажется, что это какая-то конъюнктурная вещь, которая была обещана в предвыборную кампанию, сейчас она начнет продавливаться.

Курсы религии в школах должны объединять людей, а не разъединять. Я понимаю, что иду сейчас против течения, но думаю, что это огромное заблуждение - детей 4-5 класса погружать в проблемы религии. Лучше было оставить очень аккуратный курс, который мы делали всю жизнь - «Основы всех религий».

У меня в школе учатся дети всех национальностей, и для меня важно, чтобы они поняли, что ни ислам, ни иудаизм, ни христианство не учат злу, и все великие религии на глубине переплетаются корнями при всех попытках огрубления, какая бы конфессия не бралась.

   
   

А разгоняя детей по конфессиональным квартирам в школе, мы совершаем непростительную ошибку! Школа – это единственное место, где они живут вместе. И выбор конфессии, и выбор веры – это интимное дело родителей и семьи.

К нам в школу привели девочку, родители которой сбежали из региона, где учили по «религиозным модулям». И девочка 5 класса говорит мне: «Какое счастье, что я православная, но как же я ненавижу католиков. Вы не понимаете, они молятся Примадонне».  Я ей говорю: «Примадонна – это Пугачева, а молятся они Мадонне, а православные – Матери Божьей. Это одна и та же женщина». Представляете? Этого ребенка уже успели отравить ненавистью и это самое опасное что может быть.

Вот пришли распоряжения выяснить, сколько человек хотят изучать ислам у меня в школе, сколько православие, сколько иудаизм. И вдруг находится адвентист 7-го дня? Где найти столько преподавателей?

Уже есть учебники, я не хочу их оценивать, хотя их видел, но многие из них не вызывают у меня симпатии. Я не буду называть авторов и не обвиняю их. Они писали учебники в очень сжатые сроки.

Досье: Ямбург Евгений Александрович

Онлайн-конференция «Новые учебники: больше пользы или вреда?»