После чтения Евангелия Патриарх обратился к присутствующим с первосвятительским словом
В начале своей речи владыка отметил, что в человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. При этом чаще всего люди определяют степень своего развития, жизненной удачи по тому, какое положение в обществе они занимают. Как отметил патриарх, именно поэтому «стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию».
Предстоятель рассказал о честолюбивых, тщеславных людях, у которых страсть к карьерному росту обретает «совершенно болезненное выражение».
- Все свои силы они направляют только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую или левую стороны, конечно, не Господа, какого-нибудь начальника, сначала местного, затем и выше, а потом, может, и вообще занять его место, - отметил он. - Удивительно, что Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его о высоком месте. Он не сказал им: почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях? Он не сказал им, что их мысли неправильны и греховны, Он не оспаривает их желание, но Он дает ясное понимание того, что означает для человека положение выше, чем то, которое имеют окружающие. Господь ясно определяет основную ценность высокого положения человека — единственную ценность, которая существует в очах Божиих и которая связана с властью. Этой ценностью является способность служить другим.
По словам патриарха, стремление к власти может быть греховным и «буквально убийственным для человеческой души», если оно сопровождается непременным стремлением от власти получать личные блага — материальные, социальные, общественные, «служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы».
- Всякое использование власти во имя личных интересов является грехом, - подчеркнул он. - Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение.
Предстоятель РПЦ подчеркнул, что тайна власти «обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим», и «нет иного измерения власти, только служение».
- Чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей, - отметил он. - Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям. Потому что богатство — это всегда власть, в том или ином размере.
Глава Русской православной церкви подчеркнул, что богатство может быть как во благо, так и «в осуждение и погибель».
- Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые затраты на жизнь такого человека, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других, - отметил он. - Добрые дела, благодеяния — это не прихоть богатого человека, а это требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось погибелью души. Точно так же и для людей, обладающих политической властью, — требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определенное понимание власти.
По словам патриарха Кирилла, почти все беды человеческой истории — скорби, болезни, войны, революции, общественные катаклизмы порождались безудержным стремлением людей иметь власть.
- Для того чтобы завладеть властью, многие шли на страшные преступления, - рассказал он. - Разве власть, принятая безнравственно и преступно, может обернуться служением для других? Никогда! Разве деньги, нажитые нечестным путем и направляемые на удовлетворение все возрастающих потребностей, могут принести счастье и благополучие? Никогда!
Эти слова, как подчеркнул предстоятель, имеют непосредственное отношение и к церковной власти.
- В Церкви тем более всякая власть должна сопровождаться служением, и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самозабвенным должно быть его служение, - сказал он. - Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими. Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошение Иакова и Иоанна, говорит им: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит». В противном случае это было бы нарушением Богом учрежденного порядка, разрушение которого приводит к уничтожению человеческой жизни.
Как напомнил патриарх, «ни одна кровавая борьба за власть, ни одна революция не сопровождалась миром, покоем, радостью, благополучием, потому что те, кто устремлялся к власти, прежде всего думали не о служении, а о том, чтобы именно им принадлежала властная и вожделенная возможность повелевать другими людьми».
Как подчеркнул владыка, стремление властвовать над другими вообще присуще человеку, именно поэтому его слова были обращены ко всем присутствующим, в том числе к тем, кто не обладает политической властью и богатством.
По окончании богослужения святейшего патриарха Кирилла приветствовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Он поблагодарил патриарха за архипастырский визит в родную ему епархию и возможность совместной молитвы с предстоятелем Церкви.
В ответном слове патриарх выразил благодарность митрополиту, архипастырям, духовенству и всем присутствующих за совместную молитву и вручил панагии с памятной надписью митрополиту и викариям Санкт-Петербургской епархии епископам Амвросию и Маркеллу. В дар собору святейший владыка передал образ Спасителя.
Затем в митрополичьих покоях состоялся торжественный прием.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: О нравственном авторитете православия →
- Советское будущее — место, где не растёт свобода и вера →
- Должна ли Церковь решать проблемы страны? →