Летом 2014 года главу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлера спросили, какой случай из его практики был наиболее сложным. Мистер Тайлер, проработавший IATA к тому времени более 35 лет, заявил: «Это MH370».
Исчезнувшие
В XXI веке человечество привыкло к жизни в ситуации тотального наблюдения, когда уровень техники, казалось, навсегда исключили саму возможность бесследного исчезновения современного пассажирского авиалайнера.
Но история рейса MH370 доказала – даже новейшие электронные системы оказываются бессильны перед сознательным вмешательством в их работу человека, преследующего свои цели.
В ночь на 8 марта 2014 года пассажирский авиалайнер Boeing 777, принадлежавший авиакомпании Malaysia Airlines, и выполнявший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин, исчез при входе в воздушное пространство Вьетнама.
«MH370, работайте с Хошимином, 120,9, спокойной ночи», - сказал диспетчер.
«Спокойной ночи, MH370», - эти слова экипажа стали последней весточкой от 239 человек — 12 членов экипажа и 227 пассажиров.
Среди тех, кто исчез вместе с самолетом, был и россиянин — 43-летний предприниматель Николай Бродский из Иркутска, возвращавшийся домой из отпуска.
Последнее путешествие с отключенными транспондерами
В первые часы после исчезновения отрабатывали трагичную, но обыденную версию: самолет потерпел крушение из-за ошибки экипажа или технической неисправности.
Но никаких следов крушения найти не удалось, зато стало известно, что вскоре после последнего выхода экипажа на связь кто-то на борту отключил устройства-транспондеры, передающие информацию о местоположении самолёта и его идентификационные данные.
Анализ данных радиолокационных станции позволил установить – после отключения транспондеров лайнер изменил курс. Отклонившись на сотни километров от маршрута, в последний раз он был зафиксирован при прохождении путевой точки MEKAR на воздушной трассе № 571 северо-западнее острова Пулау-Перак на высоте 10 900 метров.
Дальнейший маршрут самолета рассчитывался на основе данных о работе двигателей «Rolls-Royce», которые терминалы лайнера передавали через спутники Inmarsat наземным службам.
На основе этих сообщений, а также с помощью расчетов возможной траектории полета следственная группа пришла к выводу, что Boeing 777 с момента исчезновения находился в воздухе еще 7 часов. Самолет закончил свое последнее путешествие в южной части Индийского океана, упав после израсходования всех запасов топлива.
Находка господина Ферье
В январе 2015 года все, кто находился на борту рейса MH370, были признаны погибшими в результате «несчастного случая».
Две масштабные поисковые операции с участием представителей нескольких стран не привели, по сути, ни к чему.
29 июля 2015 года сотрудник бригады по уборке пляжей на французском острове Реюньон Николя Ферье обнаружил обломок двухметровой длины, похожий на часть крыла самолёта. Обломок был найден недалеко от города Сен-Андре.
Этим обломком оказался элерон-закрылок пропавшего «Боинга» - его принадлежность самолету подтвердили эксперты.
Николя Ферье признался, что ранее находил чемоданы, набитые вещами, и кресло, похожее на авиационное или автобусное. Все это он сжег, посчитав обычным мусором. Ферье признался, что не смотрит телевизор и не слушает радио, поэтому ничего не знал о поисках MH370.
Остров Реюньон находится в 4000 километров от предполагаемого района падения самолета, но специалисты Австралийского бюро по безопасности на транспорте (ATSB) подтвердили, что обломки в результате длительного дрейфа могло принести к Реюньону.
Позднее были найдены и другие обломки. Так, в декабре 2015 и феврале 2016 года на побережье Мозамбика нашли фрагмент створки обтекателя направляющей закрылка и панель правого горизонтального хвостового стабилизатора.
Весной 2016 года на пляже Моссель-Бей (ЮАР) и побережье острова Родригес (Республика Маврикий) были обнаружены сегменты обтекателя двигателя и фрагмент обшивки внутрисалонной двери R1. На острове Маврикий нашли и фрагмент задней кромки крыла.
Находки несколько остудили пыл любителей мистики и конспирологии – «Боинг» не похитили агенты спецслужб, он не улетел вместе с инопланетянами и не провалился в параллельный мир.
«Противоправное вмешательство»
Самолет потерпел крушение, но его причины непонятны до сих пор.
Кто и зачем отключил транспондеры? Почему лайнер изменил курс? Что он искал вдали от основных авиатрасс?
Итоговый отчет Международной следственной группы, опубликованный летом 2018 года, занимает 1500 страниц. Следствие так и не установило, что именно произошло с лайнером, однако имеющиеся свидетельства «неопровержимо указывают на противоправное вмешательство, в результате которого перестали работать системы связи и самолёт был вручную развёрнут».
Жизнь летчиков, стюардесс и пассажиров MH370 была изучена под микроскопом. Установили, что 53-летний Захари Ахмад Шах, командир судна, один из наиболее опытных пилотов авиакомпании, имел дома самодельный авиатренажёр-симулятор полётов. Появилось подозрение, что он с его помощью отрабатывал навыки, необходимые для угона самолета и направления «Боинга» по незапланированному маршруту.
Впрочем, следователи пришли к выводу, что ничего криминального в действиях Захари Ахмад Шаха не было, и его увлечение авиасимулятором вовсе не означает, что он вынашивал некие зловещие планы.
Второй пилот Фарик Абдул Хамид, как выяснилось, нарушал должностные инструкции. Была найдена фотография, на который бравый летчик приглашает в кабину симпатичных пассажирок. Но эти шалости никак не могли повлиять на трагический исход полета в ночь на 8 марта 2014 года.
Следствие поначалу очень внимательно отнеслось к личностям двух иранцев, оказавшимся на борту по фиктивным документам. Но затем было установлено, что 18-летний иранец Пурия Нур Мохаммад Мердад и 29-летний иранец Сейед Мохаммед Реза Делавар, покинув родину, стремились добраться до одной из развитых стран, где хотели обосноваться. Никаких связей с террористическими группировками у пассажиров с чужими паспортами обнаружено не было.
Собственно, отсутствие после исчезновения Boeing 777 каких-либо заявлений и требований со стороны террористов говорит о том, что к пропаже МH370 они тоже отношения не имеют.
Пилот-безумец или разгерметизация?
В марте 2015 года 27-летний второй пилот авиалайнера Airbus A320-211 авиакомпании Germanwings Андреас Лубиц сознательно спровоцировал крушение самолета, что привело к гибели всех 150 человек, находившихся на борту.
Такие случаи, пусть и нечасто, но имели место в истории мировой авиации и раньше.
Мог ли кто-то из пилотов рейса MH370, либо кто-то другой, находившийся на борту, совершить нечто подобное?
Теоретически такое можно себе представить. Но зачем злоумышленнику понадобился этот странный 7-часовой перелет в никуда? Почему никто из пассажиров или членов экипажа не попытался поднять тревогу? Что вообще происходило на борту самолета в его последние часы?
В августе 2005 года авиалайнер Boeing 737-31S авиакомпании HeliosAirways, совершавший рейс HCY522 по маршруту Ларнака—Афины—Прага, перестал выходить на связь через 17 минут после взлета. Самолет продолжал полет до полной выработки топлива, после чего врезался в гору в 40 километрах к северу от Афин. Жертвами крушения стали 115 пассажиров и 6 членов экипажа. Как выяснилось впоследствии, причиной трагедии стала разгерметизация.
Возможно, что и рейс MH370 последние часы летел разгерметизированным, когда вмешаться в его судьбу уже не мог никто из находившихся на борту. Но в эту версию плохо вписывается сознательный разворот «Боинга» и отключение транспондеров.
Спустя пять лет после случившегося последняя тайна рейса MH370 остается нераскрытой.