По прогнозам Международной организации гражданской авиации (ICAO), к 2036 году из-за увеличения числа коммерческих рейсов и пассажиров общая потребность авиакомпаний всего мира в пилотах составит 620 тыс. человек. Как сообщил журналистам заместитель министра транспорта Александр Юрчик в июне 2019 года, на сегодняшний день в России зарегистрировано порядка 24 тысяч коммерческих пилотов и 800 свободных вторых пилотов. По словам заместителя министра, курирующего авиацию, Минтранс РФ в ближайшее время планирует вдвое сократить квоту для российских авиакомпаний на прием иностранных пилотов. В ведомстве подсчитали, что ежегодно вместо нынешних 210 зарубежных специалистов достаточно будет принимать до 100 человек.
Российские авиакомпании получили право принимать на должности командиров воздушных судов (КВС) иностранных пилотов с 2014 года. Такая мера была вынужденной и связаной с дефицитом командиров в гражданской авиации. Но теперь в Минтрансе уверяют, что ситуация изменилась и должности командиров воздушных судов замещают около 30 иностранцев.
Подготовку пилотов в России ведут два учебных заведения: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище. Оба вуза имеют филиалы в нескольких городах России. Как подсчитали в агентстве «Авиаперсонал», в России потребность в новых пилотах составляет до 900 в год, но на рынок труда после окончания учебных заведений ежегодно приходит менее чем 800 пилотов. В 2018 году набор на летные специальности в образовательные организации гражданской авиации составил 889 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета — 775 человек (325 человек в образовательные организации высшего образования и 450 — в филиалы).
Каждый выпускник учебного заведения должен не только пройти подготовку в лицензированном учебном центре, но и суммарно налетать положенное число часов. Для получения лицензии коммерческого пилота, например, требуется не менее 250 часов налета. Многие отраслевые СМИ отмечают, что сегодня выпускники вузов гражданской авиации часто не могут налетать такое количество часов из-за отсутствия самолетов, нехватки инструкторов и тренажеров. По словам генерального директора компании «Авиаперсонал» Анастасии Мирошниченко, постоянная нехватка пилотов также связана со старением летного состава и возросшим пассажиропотоком. По прогнозам специалистов компании Boeing, в течение ближайших 20 лет пассажиропоток будет ежегодно возрастать на 4,7%.
Уже в ближайшие 20 лет российской гражданской авиации, по подсчетам агентства «Авиаперсонал», потребуется порядка 17 тысяч пилотов. Впрочем, как считают специалисты, кадровый дефицит пилотов будет испытывать не только российская, но и вся мировая гражданская авиация. По словам главы корпорации Boeing Денниса Мюленбурга, гражданской авиационной отрасли понадобится более 1,5 млн новых пилотов и обслуживающего персонала. Основной спрос на пилотов придется на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Смотрите также:
- Российские авиакомпании могут столкнуться с нехваткой пилотов с 2021 года →
- В «Уральских авиалиниях» рассказали о пилотах, посадивших в поле А-321 →
- Сколько лётчиков надо России? →