Маршрутки на госконтракте. Москву ждет реформа пассажирских перевозок

Илья Питалев / РИА Новости

В 2016 году Москва перейдет на новую модель управления пассажирским транспортом. Об этом было официально объявлено на прошлой неделе руководством столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Этому заявлению предшествовала продолжавшаяся больше года работа российских и международных экспертов в области транспорта, логистики, городского развития. Что же ждет москвичей в следующем году?

   
   

Одним из главных результатов будущей реформы является интегрирование частных перевозчиков в общегородскую систему пассажирских перевозок, приведение перевозок к единым требованиям и стандартам.

То есть, все перевозчики, в том числе водители частных маршрутных такси, переводятся на работу по государственным контрактам, в рамках которых берут на себя обслуживание определенных маршрутов. Распределение маршрутов будет осуществляться на конкурсной основе. Дублирование маршрутов будет ликвидировано, организаторами реформы будет реализован принцип «Один маршрут — один перевозчик».

Предполагается, что перевозчиками будут обслуживаться 211 маршрутов в 9 округах столицы. Контракты с частниками будут заключаться на пять лет, в течение которых они должны будут перевезти 1,44 млрд пассажиров и проделать транспортную работу в 434 млн километров. На реализацию новой модели до 2020 года планируется выделить порядка 50 млрд рублей.

Определять стандарты качества обслуживания пассажиров, планировать развитие всей транспортной инфраструктуры будет Департамент транспорта Москвы. Реализовывать новую модель (проводить конкурсы, контролировать частных перевозчиков) будет ГКУ «Организатор перевозок». Согласно условиям госконтракта, перевозчики будут нести материальную ответственность, в том числе за соблюдение графика перевозок.

К городским перевозчикам ГУП «Мосгортранс» и частным перевозчикам будут применяться единые требования к качеству транспортного обслуживания, характеристикам подвижного состава и к соблюдению расписания.

Идеи, которые планируется реализовать в Москве, на самом деле не новы. Во многих развитых мегаполисах мира частных перевозчиков включают в общую транпортную систему, что позволяет существенно повысить качество работы частных перевозчиков. Транспорт коммерческих перевозчиков будет полностью интегрирован в новую систему управления наземным транспортом и будет работать по городским стандартам. Соблюдение расписания, новые комфортные автобусы, забота о пассажире — так будет характеризоваться новая модель управления.    
   

Один ведущих международных экспертов в области транспорта Лука Гуала, принимавший участие в обсуждении реформы пассажирского транспорта в столице, считает, что Москва уже в ближайшее время может сделать еще один существенный шаг к улучшению транспортной ситуации и выйти на качественно новый уровень в обслуживании пассажиров.

«Общественный транспорт должен обладать всем: качеством, обслуживанием, привлекательностью, позитивным имиджем, чувством, что он принадлежит жителям города», — сказал он на прошедших на прошлой неделе в Москве экспертных слушаниях, посвященных внедрению новой модели пассажирских перевозок в столице России. Он напомнил, что за последние несколько лет Москва сделала очень большой шаг к тому, чтобы вернуть общественному транспорту привлекательность, популярность и доверие горожан.

«Но не только это является позитивным сдвигом отношений города и горожан. Давайте не будем забывать о пешеходах: каждое перемещение по городу начинается и заканчивается с прогулки пешком. Хорошие пешеходные зоны необходимы для успешных транспортных систем. А велосипедное движение может стать частью настоящей мультимодальной транспортной системы», — подчеркнул эксперт.

Он уверен, что для того, чтобы улучшить ситуацию с пассажирским транспортом в Москве и других российских городах, необходимо «принимайте во внимание машины, но не проектировать российские города для них». «Расходуйте меньше денег и меньше публичного пространства, чтобы решить проблемы, созданные машинами — и больше денег и публичного пространства, чтобы позволить людям обойтись без машин. Постройте дорожную иерархию и разработайте настоящую плотную сеть дорог, вместо того, чтобы просто расширять и улучшать магистрали. Разработайте хорошо связанную, разнообразную транспортную систему, в которой найдется пространство и ресурсы для различных типов частных и общественных транспортных систем. Используйте метод кнута и пряника: если позволить машинам бесплатно парковаться в городе, они снова заполнят все улицы!», — заявил Лука Гуала.

Заместитель руководителя столичного департамента транспорта Дмитрий Пронин пояснил принципы, на основе которых новая транспортная модель начнет работать уже с 2016 года. «Мы начали работать над новой моделью более года назад и ставим перед собой цель — интегрировать всех частных перевозчиков в единую транспортную систему. Частные компании занимают порядка 30% во всей системе перевозок Москвы», — сказал столичный чиновник.

«Во всех развитых мегаполисах мира частные перевозчики интегрированы в единую систему транспорта, дающую неоспоримые выгоды пассажирам и городу: общая маршрутная сеть, единые билетные решения, отсутствие разницы между перевозчиками для пассажиров», — добавил он.

Представители экспертного сообщества, принимавшие участие не только в обсуждении, но и в разработке новой модели организации пассажирских перевозок, считают, что скорейшее наведение порядка в сфере пассажирских перевозок будет способствовать не только улучшению качества обслуживания пассажиров, повышению уровня их безопасности, но скажется на улучшении транспортной ситуации в целом.

«Если бы на остановках маршрутного транспорта и рядом с ними не было „толкотни“, которую создают в том числе частные маршрутные такси, которые ездят зачастую без расписания, и которые представляют по нескольку компаний, обслуживающих один маршрут, пробок на московских дорогах стало бы меньше. Безусловным преимуществом новой системы является продуманность, логичность и разумность. Необходимо, чтобы все перевозчики подчинялись одним правилам, чтобы действовал единый билет для всех видов маршрутного городского транспорта, чтобы не было дублирования маршрутов. Если мы хотим, чтобы в городских пассажирских перевозках был порядок, то нужен системный подход. Это основа представленной модели», — высказал свое мнение руководитель проекта Центра городских исследований Московской школы управления «Сколково» Сергей Журавлев.

По мнению руководства Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, эти рекомендации нашли свое отражение в новой модели управления пассажирским транспортом Москвы, которая была представлена сегодня на суд общественности. До того, как новая модель организации и управления пассажирскими перевозками начнет работать, московские власти планируют доработать ее с учетом мнения экспертов и пожеланий пассажиров.

«Властями должен быть услышан каждый гражданин, чьи интересы затрагивает проводимая реформа», — подчеркнул Пронин.