Где фактор риска?
...Не так давно над городом Морозовском Ростовской обл. едва не столкнулись 6 пассажирских самолётов. Диспетчеры развели борты буквально в последнюю минуту. Тогда из-за военных действий на Украине часть воздушных коридоров, по которым самолёты в небе следуют почти как поезда по рельсам, были изменены. Случилось так, что одновременно на связи у диспетчера оказалось 26 самолётов, а это запредельно много...
Сергей Осипов, «АиФ»: Вспомним одно из самых трагических происшествий: 2 июля 2002 г. Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся с «Боингом 757». Той ночью в воздухе над Боденским озером было всего 2 самолёта. Почему же они встретились?
- То столкновение - вообще из разряда невероятных. Захочешь так нарочно сделать - не получится! Там за всю ночь должны были пролететь только эти два самолёта, поэтому на дежурстве остался всего один диспетчер. Он и дал команду нашему лайнеру снижаться, а американскому - набирать высоту. Но через секунду на обоих бортах заработали автоматические системы предупреждения опасных сближений, которые посоветовали своим экипажам поступить наоборот. Американцы поверили прибору, наши - диспетчеру. Но катастрофу и в этом случае можно было предотвратить: немецкие диспетчеры, соседи швейцарцев, увидели, что самолёты сближаются, и бросились звонить в Цюрих. Но тамошние городские телефоны были отключены для профилактических работ... В последнее время главный фактор риска в авиации - человек. Качество техники постоянно растёт, а люди, к сожалению, остаются прежними.
Почему они не в небе?
- Как люди приходят в профессию авиадиспетчера?
- Лично я закончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, диспетчером стал в 2002 г. При поступлении на соответствующий факультет, помнится, были довольно любопытные психологические тесты. Например, дают тебе лист бумаги с нарисованным «клубком ниток» - такие же, только попроще, в детских журналах печатают. И надо его «распутать» одними глазами. Или определить время по часам без цифр, с одними стрелками. Вроде бы ничего сложного, но справились не все. Кому-то от природы не дано рисовать, кому-то - управлять воздушным движением.
График работы, кстати, у нас такой: одни сутки дежурим днём с 13.00 до 2.00, вторые - с 7 утра до 4 дня, третьи - с 8 вечера до 8 утра. Потом - «отсыпной» (от слова «отсыпаться». - Ред.) день, 2 выходных, и всё сначала. Длинные новогодние и майские праздники - не для диспетчеров. Зато у нас отпуск 2 месяца и пенсию платят с 50 лет.
- С чего для авиадиспетчера начинается смена?
- С медосмотра, где измеряют пульс и давление. Потом - инструктаж с информацией по воздушному движению и погоде. Наконец - передача дежурства. Предыдущий диспетчер мне рассказывает, что происходит у него на экране, а я иногда по 5 минут «запоминаю картинку». Сам факт приёма-сдачи дежурства записывается на магнитофон - что называется, «для прокурора».
Всё! Наступает моё время. На экране - метки, обозначающие самолёты в воздухе: на нашей аппаратуре они имеют форму ромбиков с «формулярами сопровождения» - информацией о номере рейса, высоте полёта, скорости. Моя задача - следить, чтобы ромбики не сближались. Утром и вечером это труднее - в воздухе, как и на земле, есть свои пиковые часы, в которые все хотят улетать и прилетать. При этом интервал между самолётами на подходе к аэропорту, то есть в радиусе 150 км, крайне желательно держать не менее 10 км. Это расстояние 2 самолёта, летящие навстречу друг другу со скоростью 700 км в час, преодолеют за 20 с небольшим секунд, но за это время или я успею среагировать, или пилот, или мы оба.
К сожалению, иногда самолёты идут плотнее. В «Домодедове» бывает по 900 взлётов и посадок в сутки, в «Шереметьеве» - по 700, во «Внукове» - 500. Аэропорты разрастаются, авиакомпании покупают новые самолёты, растёт поток пассажиров... А диспетчеров сколько было 30 лет назад, столько и осталось. Нашему Московскому центру сейчас не хватает 150 человек!
- А кто должен заботиться об увеличении числа авиадиспетчеров?
- Госкорпорация «Росавиация», которая в свою очередь подчиняется Минтрансу. Но у меня иногда складывается впечатление, что, кроме нас, авиадиспетчеров, эта проблема никого не волнует. Хотя, с другой стороны, это же мы отвечаем за тех, кто в небе...