Как испытывали «Суперджет»? Инфографика

Категория:  Транспорт

Sukhoi Superjet 100 — первый российский пассажирский самолет, сертифицированный в соответствии c авиационными правилами CS-25 Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). «Суперджет» имеет не только сертификат Международного авиационного комитета (МАК), но и сертификат EASA, позволяющий европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых приняты нормы EASA, получать и эксплуатировать SSJ 100 (сертификационное название семейства самолетов RRJ — Russian Regional Jet).

   
   

Сборку прототипа самолета производили на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре (сейчас КНААПО им. Ю. Гагарина), а первый опытный экземпляр «Суперджета» представили в сентябре 2007 года. Первый полет SSJ 100 совершил 19 мая 2008 года с заводского аэродрома Дземги. В ходе испытаний проверили все основные системы «Сухого», а также провели оценку характеристик самолета на больших углах атаки с участием пилота-эксперта МАК Владимира Бирюкова.

Многие испытания SSJ 100 проводились за пределами России. Так, испытания на соответствие европейским требованиям по шуму на местности и на устойчивость лайнера к воздействию радиочастотных полей высокой интенсивности проходили в Италии, недалеко от Турина, на базе, сертифицированной по евростандартам. Эксплуатацию в условиях высокогорья проверили в Армении и Мексике, а эксплуатацию при боковом ветре — в Исландии, в аэропорту Кеблавик, где взлетно-посадочные полосы построены под углом 90° друг к другу. Когда ветер дует вдоль одной из них, он становится боковым для другой, что дает возможность производить испытательные посадки при боковом ветре вне зависимости от его направления.

Эксплуатацию самолета протестировали в условиях экстремально жарких и низких температур. Испытательные полеты прошли при -45 °C в Якутске, в ОАЭ и в Кувейте «Сурперджет» летал в температурном диапазоне от +45 °C до +49 °C, а естественное обледенение лайнера проверяли в Архангельске.

Во Франции, на испытательной базе компании «Снекма», провели сертификационные испытания, касающиеся попадания в двигатель различных предметов, в частности, по забросу крупной птицы в вентиляторную ступень двигателя. По «Суперджету» стреляли из пневматической пушки тушками птиц разных размеров. Это были и воробьи, и чайки, и даже гуси. Таким образом специалисты также проверяли на прочность стеклянные элементы и уязвимые места: стыки с окантовкой и боковые форточки. 

Кроме того, двигатель «Суперджета» SaM146 прошел испытания градом и осколками льда. Для них заготовили 14 тонн града диаметром в 12-14 мм. Его прессовали из мелкой ледяной крошки. Для заброса смонтировали специальные установки: четыре пушки, в каждую из которых закладывалось до 31,6 кг града. 

Во время испытаний на посадку для оценки поведения лайнера на покрытой водой взлетно-посадочной полосе в аэропорту Раменское спроектировали специальный бассейн. Также лайнер испытывали на взлетно-посадочных полосах, покрытых снегом и грязью слоем более 5 см.     
   

Одно из самых опасных испытаний — сваливание в штопор — провели в Комсомольске-на-Амуре. Специалисты подтвердили, что самолет не штопорил, а «парашютировался», оставаясь полностью управляемым.

Наземные испытания «Суперджета» также включали в себя проведение аварийной эвакуации, а в ходе контрольных испытаний выполнялись типовые полеты со «служебными пассажирами» по воздушным трассам из Раменского в Краснодар, Оренбург, Уфу, Челябинск и другие города. Всего SSJ 100 совершил около 70 рейсов продолжительностью более 150 часов, в ходе которых была подтверждена надежность функциональных систем и бортового оборудования.

Сертификационные испытания завершились 28 января 2011 года. «Суперджету» был выдан сертификат АР МАК, и через три месяца, 21 апреля 2011 года, самолет № ЕК-950015 (заводской № 95007) АК «Армавиа» совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Ереван — Москва. Спустя год, 3 февраля 2012 года, SSJ 100 получил европейский сертификат EASA. 

Всего, по данным АО «Гражданские самолеты Сухого», во время полномасштабных испытаний SSJ 100 было выполнено 200 программ стендовых, наземных и летных испытаний, в том числе 25 специальных программ. Летная программа составила почти 2600 летных часов. В ходе испытательных полетов самолеты SSJ 100 опробовали свыше 20 аэропортов России, СНГ и Европы.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, как именно испытывали SSJ 100.

Нажмите для увеличения

Смотрите также: