Предотвращая преступления
Мы, пассажиры, видим лишь малую часть того, что относится к системе безопасности подземки. На 294 входах на станции установлены аппаратура радиационного контроля и рамочные металлодетекторы, работают досмотровые зоны, полиция постоянно патрулирует платформы и вагоны (в этой сфере занято около 2 тыс. человек).
Если раньше пути проверяли три подразделения, чья работа не была согласована друг с другом, то теперь есть единый Центр диагностики и мониторинга. Созданный ещё во времена СССР поезд-лаборатория заменён на диагностический комплекс «Синергия-1» (он позволяет контролировать объекты путевого хозяйства на скорости не менее 50 км/ч). Ему на помощь скоро придёт «Синергия-2». Его задача - инспектировать электроснабжение, сигнализацию и многие другие системы подземки.
Ещё 5 лет назад на тоннельные работы отводилось всего 2 ночных часа, а сегодня это время значительно увеличено и объём работ по капремонту вырос в 4 раза. Благодаря новым правилам дефекты выявляются и устраняются на начальной стадии их появления.
Оценивая сделанное
Учитывая масштабность стройки, которая развёрнута под землёй, с подрядчиков не спускают глаз. Например, запрещено поэтапное выполнение работ - строителей допускают на объект, только когда у них в наличии есть все необходимые комплектующие детали, инструменты и согласованный с метрополитеном проект.
Если сотрудники сторонней организации не соблюдают инструкции, «замораживается» весь участок. Сроки и качество выполняемых работ жёстко контролируются, поезда пускаются по путям только после полного завершения всех манипуляций и личного обхода территории руководителями служб и подразделений.
Кстати, к сотрудникам самого метрополитена требования ещё выше. Теперь они не могут халтурить в подрядных организациях, это легко проконтролировать благодаря поимённому учёту всех, кто трудится на каждом конкретном объекте. Аттестацию стали проводить не раз в три года, а каждые 12 месяцев. Кроме того, разработан и утверждён регламент по техническому надзору и приёмке работ. Этот документ (который скрупулёзно описывает, как надо следить за подрядчиками и оценивать сделанное ими) ответственные сотрудники метрополитена должны если не цитировать наизусть, то рассказывать своими словами очень близко к тексту. Знания регулярно проверяются, и если специалист не может подтвердить квалификацию, с ним расстаются.