Во времена эпидемий особенно важно максимально снизить риск заражения в городском транспорте. Как заботятся о безопасности пассажиров на новом наземном метро — МЦД — и какие технические решения в поездах «Иволга» этому способствуют?
Людей меньше, меры строже
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, сейчас московским транспортом пользуется на миллион человек меньше, чем до перевода части горожан на удалённый режим работы и рекомендаций жителям старше 65 лет ограничить передвижения. «В общественном транспорте, метро, наземном, если сравнивать с прошлым годом, снижение на 39%», — приводит его цитату официальный сайт мэрии.
Усилен контроль за соблюдением пассажирами масочного режима. Власти заявили, что без масок и перчаток никого не будут пускать в транспорт, даже если проезд уже оплачен. Растет и сознательность самих пассажиров. Как сообщает Telegram-канал Дептранса, процент пассажиров в масках в городском транспорте вырос до 96%, а на некоторых станциях метро — до 99%. По сведениям Центральной пригородной пассажирской компании, в электропоездах, интегрированных в столичную транспортную систему, самыми ответственными оказались пассажиры Ярославского и Курского направлений: там 78% их используют средства индивидуальной защиты. На Павелецком направлении — 77%, на Белорусском — 76%.
Как обеззараживают поезда?
Во всех без исключения электропоездах МЦД проводится уборка во время стоянки на станциях и в депо. Там моют полы и обрабатывают рекомендованным Роспотребнадзором дезинфицирующим средством все поверхности: ручки дверей, поручни, диваны, стены.
В качестве дополнительной меры защиты пассажиров поездов сейчас используется дезинфекция холодным туманом, который проникает даже в труднодоступные места и убивает почти 100% микробов. Такую обработку поезда МЦД проходят в депо во время ночной стоянки. Происходит это весьма быстро: на обеззараживание одного вагона уходит в среднем 5-7 минут.
Что касается отечественных поездов «Иволга», которые курсируют по МЦД, то в них во время движения беспрерывно работают установки обеззараживания воздуха. Они интегрируются в системы микроклимата ещё при сборке на Тверском вагоностроительном заводе (входит в «Трансмашхолдинг»), как во все другие модели поездов этого производителя. Это устройства, внутри которых установлены амальгамные бактерицидные УФ-лампы высокой мощности — точно такие же, как в медучреждениях.
Одна установка обеззараживает до 2500 м3/час, а в каждом вагоне их по две. Ещё одна работает в кабине машиниста. Приборы эти «умные», они постоянно проводят автоматическую самодиагностику. Эффективность их работы оценил Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (профильная организация Роспотребнадзора) в ходе проведённых испытаний.
По словам генерального директора Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, важно, что меры безопасности работают комплексно. Первый уровень — это средства индивидуальной защиты пассажиров. Второй — тепловизоры, о применении которых недавно сообщил Дептранс. Они на станциях будут выявлять пассажиров с повышенной температурой, чтобы не допускать их в вагоны. А третий уровень — это системы обеззараживания воздуха в самих составах.
«Такой трёхуровневый контроль позволяет обеспечить должный уровень безопасности в поездах МЦД, — считает эксперт. — Что касается систем обеззараживания воздуха, это очень востребованная опция. Наверное, даже производитель, когда устанавливал её, не знал, насколько нужной она окажется».
Без тамбуров
Системы безопасности в «Иволге» не ограничиваются противоэпидемиологическими. В ней есть и комплексы видеонаблюдения, и системы контроля бдительности машиниста.
Все они просто необходимы современному городскому поезду, ведь «Иволга» создавалась именно как транспорт для городских перевозок, что нашло отражение во всех ее технических параметрах. Например, ускорение в поезде на 20% выше, чем у аналогов, что существенно сокращает время движения от станции к станции.
Или технология пневмоподвешивания, благодаря которой и создаётся плавный ход поезда при низком уровне шума и вибрации. Эти достоинства сразу ощутили пассажиры.
При этом отечественные «Иволги» имеют важное отличие от зарубежных аналогов: гибкую составность. То есть состав может состоять из разного количества вагонов: от 5 до 12. Вскоре все «Иволги» на МЦД станут 11-вагонными без использования сцепки: производитель выпускает дополнительные вагоны состава для проекта. 11-вагонный поезд — оптимальный вариант для пассажиропотока МЦД. А в условиях пандемии в таком поезде гораздо проще соблюдать социальную дистанцию.
Продуманно и внутреннее пространство «Иволги»: многоуровневые поручни помогают удобно ехать стоя, дополнительное освещение и поручни в зоне межвагонного перехода — безопасно перейти из вагона в вагон.
«Впервые за время существования подвижного состава была использована бестамбурная компоновка салонов, благодаря чему посадка и высадка пассажиров происходят быстрее. Широкие дверные проёмы тоже этому способствуют», — отмечает руководитель образовательной программы «Транспортное планирование» Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, доцент Александр Сыромятников.
Это первое преимущество «Иволги» с точки зрения пассажиров, которым комфорт во время поездки важнее технических характеристик, считает эксперт.
«Второе преимущество — это то, что они новые, ведь срок эксплуатации подвижного состава составляет до 40 лет. Третье — наличие всех необходимых современному пассажиру мелочей типа USB-разъёмов для зарядки электронных устройств в каждом кресле. Четвёртое — это системы кондиционирования и обогрева воздуха в салонах, наличие которых позволило внедрить и системы обеззараживания», — добавляет Сыромятников.
Учтены и запросы разных категорий пассажиров. Входы в головные вагоны оборудованы подъёмниками для маломобильных людей, в салонах есть места, где можно закрепить инвалидную коляску, а туалеты спроектированы с учётом потребностей таких пассажиров. Информационные таблички дублируются шрифтом Брайля для тех, кто плохо видит. Для родителей с малышами установлены пеленальные столики, для велосипедистов предусмотрены зоны, где удобно разместится двухколёсный транспорт.
Всё для пассажира
Впрочем, «Трансмашхолдинг» и Тверской вагоностроительный завод уже работают над дальнейшим усовершенствованием «Иволги». Как выяснил АиФ.ru, в обновлённом составе будут улучшены технические характеристики, прежде всего ускорение и скорость. То есть время в пути в условиях частых остановок и коротких перегонов внутри мегаполиса сократится.
Часть усовершенствований — это ответ на предложения пассажиров, которые они сделали в рамках краудсорсинг-проекта, проходившего в начале этого года в Москве. Некоторые уже реализованы в поездах «Иволга 2.0»: там в вагонах появились урны и держатели для прессы, установлены вендинговые аппараты.
В последующих модификациях поездов мы должны увидеть новые цвето-фактурные решения. В планах производителя увеличить количество кресел, при этом вместимость состава не снизится.
В ближайшее время на Московских центральных диаметрах появится 180 дополнительных новых вагонов: 120 — «Иволга 1.0» (на МЦД-2) и 60 — «Иволга 2.0» (на МЦД-1). Как уже было отмечено выше, это позволит переукомплектовать поезда и сделать их полностью односоставными — со сквозным проходом по всей длине.