Бесшовный путь. Перевозку грузов в России удешевят и ускорят

Владивостокский морской торговый порт в ноябре будет включен в федеральный эксперимент по стыковке автомобильных, железнодорожных и морских грузоперевозок. Достичь «бесшовной», максимально удобной логистики поможет не имеющая аналогов в мире цифровизация транспортной системы. По мнению опрошенных aif.ru экспертов, достижение амбициозной цели обернется для населения и предприятий ускорением и удешевлением грузоперевозок, а риски ошибок в доставке резко снизятся. 

   
   

Уже сейчас на базе российских ИТ-решений в масштабе всей страны переводятся в цифру автомобильные перевозочные документы (транспортные накладные и путевые листы), сообщил в ходе конференции «IVA DAY 2023: IT суверенитет и цифровизация 2030» замглавы Минтранса РФ Дмитрий Баканов. «...начали эксперимент по стыковке мультимодальной перевозки с автомобиля на “железку” и с “железки” на автомобиль. Он должен показать, как это сделать максимально “бесшовно” и удобно, чтобы пользователь через одно окно мог заказывать перевозку разными видами транспорта. В ноябре мы подключим порт Владивостокский, эксперимент будет включать три разных вида транспорта: морской-речной, железнодорожный и автомобильный. Это большой шаг вперед», — сказал чиновник.

В цифровой революции в транспортной отрасли активно участвуют железнодорожники. «Наша общая задача — выполнить до конца года первую цифровую мультимодальную перевозку в масштабах страны. Это опыт уникальный не только на нашем рынке, но и в мировой индустрии цифровизации транспорта», — отметил в своем выступлении на конференции заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

«Суть мультимодальности в том, что груз доставляется одним перевозчиком, при этом используется цепочка различных средств доставки, — специально для aif.ru объясняет директор по инновациям “Меркатор Холдинг” Павел Теплов. — Например, морской транспорт — железнодорожный транспорт — автомобильный транспорт». Сейчас итоговая скорость движения груза далека от непосредственной скорости передвижения каждого из этих транспортных средств, потому что «до 90% времени общего срока доставки груз не перемещается, а стоит в порту или на промежуточном терминале и ждет перегрузки и оформления, — указывает эксперт. — Цифровизация этого процесса позволит объединить форматы оформления грузов, уйти от физических бумажных документов и человеческого фактора. Все это дает кумулятивный эффект по сокращению потерь времени на всех этапах и ускоряет итоговый срок доставки», — уверен Павел Теплов.

«Сегодня логистические операторы тратят 1-2 дня на оформление необходимых документов при перемещении груза с одного вида транспорта на другой, — подтверждает в беседе с корреспондентом aif.ru управляющий партнер логистической компании “Зилкон” Алексей Белевитнев. — Цифровой документооборот на мультимодальные перевозки через одно окно может сэкономить как минимум сутки на доставку товаров внутри страны», — считает эксперт. 

Особенно отрадно, что все изменения в транспортной сфере происходят на базе полностью российских уникальных ИТ-разработок. «Сегодня мы уже можем смело заявлять, что готовы заменять Cisco, ZOOM, Microsoft Teams, Avaya и прочих других», — заявил в ходе выступления на конференции генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский.

Положительные результаты всей грандиозной работы разных ведомств почувствуют и население, и бизнес. «Эффект для граждан и предприятий простой и очевидный, — не сомневается Павел Теплов. — Груз будет доставляться быстрее, при этом без ущерба надежности доставки и с меньшим риском ошибочного отправления», — подчеркнул эксперт.

   
   

«Упрощение бюрократии может снизить финансовую нагрузку на логистических операторов, — надеется Алексей Белевитнев. — Что, в свою очередь, позитивно отразится на стоимости как перевозок, так и товаров. В рамках проводимого эксперимента важно обеспечить максимально простой, прозрачный и удобный доступ к системе для участников рынка грузоперевозок, а в будущем — распространить бесшовный механизм также на оформление импортных грузов», — заключил эксперт.

Ранее aif.ru рассказал, каких целей достигнет модернизация железнодорожного Восточного полигона, проводимая в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».