Названия станций метрополитена регулярно вызывают недовольство у горожан. Последний московский скандал разгорелся вокруг станции «Алма-Атинская». В Петербурге нарекания вызывает «Бухарестская». Самый действенный способ выразить своё несогласие – обратиться в ответственный орган. Но вот добиться положительного решения будет довольно трудно.
Несколько дней назад к только что открытой «Алма-Атинской» вышли недовольные жители района. Люди требуют от властей переименовать станцию в «Братеево», в соответствии с первоначальным проектом. Идея назвать новый объект «Алма-Атинской» появилась в начале весны и продиктована взаимной договорённостью с казахскими властями: в ответ в конце 2013 года в недавно открытом алма-атинском метрополитене должна появиться станция «Москва». Официально появление в Братеево «Алма-Атинской» объясняется участием в битве под Москвой Панфиловской дивизии, которая была сформирована в бывшей столице Казахстана. Само сражение проходило непосредственно в районе. В честь события название «Алма-Атинская» ранее получила одна из братеевских улиц. Но местным жителям такая аргументация кажется неубедительной. Сейчас муниципальные депутаты готовят обращение с просьбой об отмене постановления о переименовании в специализированную городскую комиссию.
«Алма-Атинская» – не единственная скандальная станция Москвы: с 1997 разговоры о переименовании ведутся вокруг станции «Войковской». С инициативой сменить название в разное время выступали различные общественные и религиозные деятели. Противникам не нравится, что станция ассоциируется с именем российского революционера и организатора расстрела царской семьи Петра Войкова. Впрочем, станция имеет к нему не прямое отношение: «Войковскую» назвали в честь местного чугунолитейного завода, который в свою очередь носит имя революционера.
Другой скандал разгорелся вокруг петербургской станции метро «Бухарестская», которая должна открыться в районе Купчино в Санкт-Петербурге 28 декабря. О нецелесообразности выбранного наименования в письменном виде сообщило Министерство иностранных дел. Свою позицию сотрудники МИДа обосновывают сложными политическими отношениями России и Румынии, ссылаясь на то, что Бухарест проявляет «деструктивную активность на постсоветском пространстве». Выразить отношение к вопросу ведомство попросил депутат госдумы Андрей Исаев. Изначально никакой политической подоплёки в названии не было: станцию было решено назвать «Бухарестской» из-за одноимённой автомобильной магистрали, которая проходит в том же районе. Впрочем, члены топонимической комиссии, которая отвечает в городе за присвоение названий, приняли решение не учитывать позицию МИДа: на последнем заседание «Бухарестская» была единогласно одобрена.
Официально в столице работает городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов под председательством заместителя мэра Ольги Голодец. Впрочем, согласно действующему законодательству, последнее слово всё равно остаётся за правительством. Основная функция комиссии – накапливать и выносить на обсуждение предложения по наименованию городских объектов и станций метро. Авторами идей при этом могут выступать не только чиновники: согласно действующим правилам, варианты названий могут поступать от юридических организаций, зарегистрированных на территории города, и от простых москвичей. В комитете общественных связей рассказывают, что обращений от обывателей поступает действительно много. Но оперативно назвать точное число принятых решений в ведомстве затруднились.
Все зарегистрированные обращения члены комиссии должны рассмотреть в течение трёх месяцев. В дебатах по поводу станций метро участвуют, как правило, городские и федеральные служащие, представители префектур и организаций, подведомственных московскому метрополитену, в частности – «Метрогипротранса». После обсуждений комиссия выносит свои рекомендации, а мэрия принимает конечное решение. Название присваивается после опубликования соответствующего постановления правительства. По правилам, названия должны быть индивидуальными, связанными с историей и окружающей местностью. А вот присваивать наименования станциям метро в честь конкретных людей по нормативам запрещено. В Санкт-Петербурге по аналогичным принципам при комитете по культуре работает топонимическая комиссия.
Впрочем, переименовывают станции метро в России довольно редко и, как правило, в связи с глобальными событиями. Так, в Москве с начала 1990-х название изменили лишь четыре станции: «Ленинские горы» стали «Воробьёвыми», «Измайловский парк» – «Партизанской», «Битцевский парк» – «Новоясеневской», а «Деловой центр» заменили на «Выставочную». В Санкт-Петербурге «Площадь мира» превратилась в «Сенную», «Красногвардейская» – в «Новочеркасскую», а «Комсомольская» получила название «Девяткино». Среднюю стоимость переименование каждого объекта эксперты оценивают в среднем в полтора миллиона рублей. В смету входят замена табличек, схем и информационных материалов.
Смотрите также:
- Защитники толерантности подадут в суд на создателей «Справочника для мигрантов» →
- «Демократично и верно». Голосование о переименовании «Войковской» началось →
- Станцию метро «Улица Подбельского» переименуют в «Бульвар Рокоссовского» →