Психолог Обшаров рассказал, как мотивировать подростка читать летом

Каждое лето школьники получают список литературы для каникул, что нередко становится причиной споров между родителями и детьми: подростки сопротивляются, а взрослые настаивают. О том, как действовать в таких случаях, в беседе с URA.RU рассказал преподаватель факультета психологии ПГГПУ Константин Обшаров.

   
   

По словам специалиста, чаще всего вопрос о необходимости чтения из школьного списка возникает там, где ребёнок не проявляет интереса к книгам. Родители стараются объяснить ценность литературы, но это нередко приводит к ссорам и непониманию. Особенно сложно заставлять подростка в период отпусков и летнего отдыха.

Обшаров выделил две основные причины отказа от чтения: нежелание изучать именно школьную литературу при интересе к другим книгам и полное отсутствие любви к этому занятию. В первом случае, считает психолог, взрослым уже удалось сформировать привычку читать, и можно искать компромисс — например, позволить выбрать несколько произведений из списка, а остальные прочитать в сокращённом виде. Он подчеркнул, что важен не столько конкретный набор книг, сколько развитие навыка вдумчивого чтения, эмоционального интеллекта, эстетического вкуса и умения анализировать текст.

В качестве примера специалист привёл книги о Гарри Поттере, которые позволяют обсуждать сложные темы — борьбу добра и зла, дружбу и предательство, отношения между поколениями, вопросы жизни и смерти.

Если подросток не любит читать в принципе, быстрых результатов ожидать не стоит. Обшаров советует действовать постепенно:

  • ставить посильные задачи, исходя из реальных возможностей ребёнка, а не возрастных норм;

  • искать авторитетного взрослого, который любит читать и может своим примером заинтересовать подростка;

       
       
  • подбирать тексты, соответствующие интересам ребёнка, даже если они не входят в школьную программу — будь то тексты песен, комиксы или книги по мотивам любимых фильмов.

Психолог признал, что такой подход требует времени и усилий, но именно он помогает наладить контакт с подростком, понять его лучше и вместе преодолеть трудности. По его словам, этот путь сложный, но ценный и результативный.

Ранее психолог Екатерина Кошелева объяснила, как помочь ребёнку полюбить школу.