Фетиш с буквой «М»
После заявлений западных компаний о приостановке работы в России на сайтах объявлений начали продавать еду из McDonald’s, вещи из IKEA и другие товары уходящих брендов. Судя по ценам, за дело взялись как шутники, так и очень жадные люди.
Из-за событий на Украине многие западные бренды поспешили заявить о приостановке своей деятельности в нашей стране. Пока одни люди прогнозируют, когда оставшиеся без заметной части прибыли компании могут попытаться вернуться к работе, другие пользуются моментом. Некоторые россияне бросились скупать исчезающие товары не только для себя, но и ради перепродажи. Об этом свидетельствует вал специфических предложений, которые стали появляться на сайтах объявлений. В эпицентре этого потребительского безумия оказался бренд McDonald's, на котором уже неоднократно в истории отражались переломные политические события.
Интересно, что отношение к этой американской сети быстрого питания у нас менялось от безудержной радости в начале 1990-х до массовых протестов в конце того же десятилетия из-за войны в Югославии. Но на этот раз люди решили заработать на фанатах всего с символикой McDonald's. На сайтах объявлений стали продавать практически все виды продуктов из ассортимента сети: от бургеров до упаковок соуса. Яркой иллюстрацией изнанки этого нового бизнеса стало фото от пользователя ресурса Reddit, снявшего забитый бургерами домашний холодильник. Понятно, что срок торговли ими ограничен даже с учётом того, что еда из McDonald's не теряет товарный вид удивительно долго и без специальных условий хранения.
Те же бургеры и пирожки на сайтах объявлений предлагают купить примерно по 5 тысяч рублей за штуку, но таких предложений не очень много. Гораздо чаще на продажу по завышенной цене выставляют несъедобные товары с буквой «М». К примеру, 500 рублей просят за одну влажную салфетку с фирменной символикой. Примерно за эту же цену можно найти стаканы, бумажные пакеты, упаковки, но аппетиты большинства продавцов намного выше. Другие люди пытаются сбыть те же самые предметы за десятки и даже сотни тысяч рублей. Также можно найти в продаже форму работников McDonald's. Одна девушка из Москвы предложила такое обмундирование за 30 тысяч рублей, хотя можно найти и дешевле.
Юмор с душком
Но, пока одни всерьёз рассчитывают срубить как можно больше денег на действиях McDonald's, другие в подобных объявлениях скорее дают выход своему чувству юмора и отношению к творящемуся безумию. С одной стороны, на это указывают цены. Например, один человек попросил целых 3 миллиона рублей за пустую упаковку от еды, при этом уточнив её состояние (б/у). Другой гражданин рассчитывает выручить за бумажные остатки от трапезы по-американски «всего» 25 тысяч рублей, но зато он смог выделиться ироничным текстом:
«Целые коробки со следами съеденных продуктов напомнят о вкусе любимых бургеров в былые времена. Настоящие ценители не останутся безразличны при виде кетчупа на упаковке: этот приятный продукт принёс удовольствие своему хозяину! И вас он не оставит равнодушным, наполнит жилище ароматом достатка и сытости. В комплекте также имеются сумки, чтобы вы могли брать набор с собой и показывать вашим друзьям, всё внимание окружающих будет приковано к вам! Спешите, набор ограничен!»
Некоторые люди в своих полушутливых объявлениях также напоминают о перипетиях с иностранными деньгами из-за антироссийских санкций. Указывая цену в рублях, в описании они предлагают платить за товар в долларах или евро. Не менее забавно, что всё это безумие подняло котировки сувенирной «валюты» самой сети быстрого питания. Речь о монетах (жетонах), отчеканенных в честь 30-летия McDonald's в России. Их продают за десятки тысяч рублей, а один человек решил не мелочиться и попросил сразу четверть миллиона.
Весьма показателен диалог на тему таких объявлений, который появился в комментариях на одном из сайтов.
«Да это же просто прикол. Я тоже выставлял бесплатный пакет из „Ашана“ за 1000 руб. Никто не покупает эти дурацкие лоты», — написал пользователь Photuum.
«У тебя прикол, а у ещё десятка это реальная надежда на халявный заработок на каком-нибудь идиоте», — ответил ему Демократичный Южанин.
Акулы продаж
Сейчас на сайтах объявлений массово выставляют на продажу продукцию и многих других брендов, заявивших об остановке своей работы в России. В число таких товаров входят одежда, мебель, техника и многое другое. Но на всём этом спекулянты активно пытались делать деньги и раньше, пускай и в меньших масштабах.
После сообщения о временном закрытии в России магазинов IKEA интернет завалили объявлениями о продаже акулы Блохэй. Стоимость таких плюшевых хищниц начинаtтся от 750 рублей, что было и раньше, но предел цены теперь практически исчез. Многие хотели бы выручить за простую игрушку десятки и сотни тысяч рублей, но есть даже семизначные суммы. Один житель Москвы выставил на продажу икеевскую акулу за 3 миллиона рублей, другой россиянин хотел бы получить за неё все 10 миллионов. А дальше всех пошёл сочинец, продающий акулу за 100 миллионов рублей. При этом наиболее творческие граждане пытаются аргументировать заоблачные цены.
«Продаю акулу. Состояние идеальное. Санкционный товар. Цена взлетела после санкций и ухода IKEA с российского рынка. Днем с огнем не сыщешь. Цена актуальна неделю, дальше будет только дороже», — сообщил один из продавцов. А другой написал, что хочет с помощью акулы получить недостающую сумму на квартиру или готов обменять её на студию в центре города. Насколько бойко идёт торговля подобными товарами в интернете, судить сложно. Но, скорее всего, реально что-то заработать смогут немногие.