Вердикт: самооборона. Как миасский стрелок стал «ворошиловским»

Александр Григорьев. © / Надежда Уварова / АиФ

Убивший четверых незваных гостей и ранивший пятого оправдан, суда не будет. Впервые в истории России массовое убийство признали необходимой самообороной.

   
   

Пришли убивать

Ночь с первого на второе января 2016 года житель села Миасское Челябинской области, 30-летний Александр Григорьев, встречал дома с женой, дочерью, братом и дальней родственницей. В эти праздничные дни семья привечала родню, гостей, отмечала наступление нового года и отдыхала от работы. Маленький сын Александра и Татьяны гостил у бабушки. Однако тихий семейный новогодний вечер превратился в трагедию.

В дом Григорьевых вломились пятеро незнакомых людей. Среди них была одна девушка. Молодые люди вели себя нагло и агрессивно, с порога набросились на хозяина жилища и стали его безжалостно бить. Когда мужчина упал, бандиты накинулись на его брата Георгия. Позже окажется, что ожесточённее всех вела себя незнакомка: она колотила мужчину, сбитого с ног, каблуками по лицу. Незваные гости что-то кричали, грозились убить всех. Они ударили и жену Александра, Татьяну. Девятилетняя дочь Григорьевых в ужасе забилась за диван. Ребёнок настолько испугался, что оперативники, которые приехали в дом много позже, с трудом оторвали её побелевшие руки от диванной обивки.

Потасовка совсем не походила на рядовую мелкую разборку. В руках одного из нападавших был нож.

Избитый хозяин дома на какое-то время потерял сознание, но, когда пришёл в себя, ползком добрался до комнаты с сейфом, где хранилось зарегистрированное охотничье ружьё. Первым ему навстречу выбежал вооружённый ножом мужчина, который кричал, что сейчас его убьёт. Александр выстрелил, незнакомец упал. Открыв входную дверь и выскочив на улицу, Григорьев осветил часть двора. Взгляд его упал на лежавшего неподвижно брата, лицо которого из-за ударов женскими каблуками было сплошным кровавым месивом, и Александр решил, что Георгий убит. Он закричал, чтоб незнакомцы прекратили, чтоб оставили его в покое и убирались. Однако нападавшие не послушали, они бросили избивать брата и двинулись уже на хозяина. Стрелял Григорьев в темноту, практически не целясь, в силуэты. Несколько выстрелов, пять из которых попали в цели. Четверо нападавших, включая женщину, скончались на месте. Пятого с огнестрельным ранением госпитализировали в больницу. Осознав, что произошло, стрелок сам пришёл к соседям и попросил вызвать полицию.

Григорьев показывает место во дворе дома, где происходило избиение брата. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Вместо СИЗО — подписка о невыезде

Уже на утро история, обросшая невероятными подробностями, облетела местные и федеральные информагентства. Сообщалось о расстреле пятерых односельчан. Следствие выяснило, что напавшие из соседнего села — Курейное. Пришли они, как оказалось, якобы по звонку гостившей у Григорьевых дальней родственницы, Натальи. Женщина попросила Георгия набрать телефон своей знакомой — той, что позже будет бить его каблуками. Ответил на звонок её муж. Произошла словесная перепалка. Ревнивый супруг посчитал себя обиженным, тут же собрал пьяную компанию, вызвал такси и отправился выяснять отношения. Так глупая ссора, ревность, пьяная бравада обернулись трагедией для всех.

   
   

Александра Григорьева поместили в следственный изолятор 3 января. Но буквально через несколько дней выпустили. За «миасского стрелка» вступился глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он заявил, что следует внимательно разобраться со всеми обстоятельствами случившегося, а меру пресечения Григорьеву можно избрать и не такую строгую. Миассца выпустили под подписку о невыезде.

Уникальный случай

С первых минут стало понятно, что случай, произошедший в Миасском, нетривиальный. Его следует держать на особом контроле и расследовать всесторонне. Ведь пострадал не только сам обвиняемый в убийстве Александр Григорьев. В местную больницу также были доставлены с травмами другие домочадцы. Медики диагностировали у супруги Григорьева и его брата сотрясения головного мозга.

Александр, его брат и жена попали в больницу с травмами после нападения. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

После произошедшего Александра пригласили сразу на два популярных ток-шоу федеральных каналов, где он подробно рассказывал, что произошло той новогодней ночью. Защищал Григорьева адвокат Алексей Пешков, который говорил, что перед следствием стоит нелёгкая задача — взвесить все обстоятельства дела.

В ходе проведения десятков баллистических, психологических, генетических и прочих экспертиз было установлено, что все нападавшие были в состоянии сильного алкогольного опьянения, а четверо из них перед этим принимали наркотики. Нападали они жёстко и нагло, действовали быстро и цинично. Миром конфликт урегулировать было невозможно. И подтвердились слова Григорьева, которые он повторял многократно: он стрелял не в спины, а только в лицо нападавшим, то есть они действительно шли на него, когда и получали пули, а не просто находились во дворе его дома.

«Была одна мысль — остановить их, — рассказывает Александр сейчас. — Было какое-то избиение, растерзание, они не выдвигали никаких требований, просто били бесцельно. Про какую-то там ссору стало известно в ходе следствия. Я не мог остановить их по-другому. Выхода не было. Или я их, или они нас».

Герой или убийца?

С первых дней жители села Миасское горой встали на защиту своего Саши. Парень вырос на их глазах, работает газоэлектросварщиком, воспитывает двоих детей. Сам, своими руками выстроил и оборудовал отличный дом, зарабатывает, обеспечивает семью, любит сына и дочку. За что его сажать? Он не виноват — он защищал слабых — жену и младшего брата. Была составлена интернет-петиция, которую подписали, по словам Григорьева, 14 тысяч человек из 20 000 селян. Люди требовали оправдать Григорьева.

Александр продолжает жить с семьёй в доме, где было совершено нападение. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

В то же самое время жители села Курейное, откуда родом были все пятеро нападавших, встали на защиту своих односельчан. На митинг с фотографиями убитых и плакатами «Убийца должен сидеть в тюрьме» вышли десятки жителей, в основном — родственники нападавших. Они требовали наказать Александра за то, что он лишил жизни их детей.

Следственный комитет позже скажет, что в ходе следствия удалось выяснить: пьяная компания буквально терроризировала жителей окрестных населённых пунктов. Они ввязывались в драки, некоторые имели судимости, не работали, постоянно злоупотребляли спиртным.

Не виноват: защищал семью

Новость о том, что с Григорьева сняты все обвинения, буквально потрясла общественность. До этого муссировались слухи, что ему грозит вплоть до пожизненного заключения, если статью квалифицируют как массовое убийство.

Экспертизы подтвердили слова Александра: он не стрелял в спины. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Сам Александр не скрывает своей радости. Он думал, что его вызвали в Следственный комитет для очередного допроса. Вместе с ним поехал адвокат Алексей Пешков, с которым Григорьев за это время успел подружиться. 

Расследование уголовного дела буквально велось по крупицам. В итоге Следственный комитет констатировал, превышения размера необходимой самообороны в действия Александра не было. «Выбранный нападавшими способ совершения преступления, а также тяжесть последствий, которые могли наступить, были очевидны для хозяина дома. Он, опасаясь за свою жизнь и жизни близких людей, действовал в пределах необходимой обороны, — комментирует СК РФ по региону причины, по которым с Григорьева сняты все обвинения. — Применение оружия им, исходя из конкретной обстановки, обусловлено предотвращением совершения преступления и отсутствием иной возможности отразить агрессивное посягательство группы лиц с использованием предметов, применимых в качестве оружия. Следователем было принято решение о вынесении постановления о прекращении уголовного дела в отношении мужчины за отсутствием в его действиях состава преступления (п. 2 ст. 24 УПК РФ)».

Адвокат Алексей Пешков подчёркивает, расследование действительно велось всесторонне и справедливо. Да и сам Александр Григорьев говорит, что он чувствует себя невиновным: он защищал свою семью. По его словам, это было испытание сверху, которое он прошёл. И спокойно добавляет, что и сейчас обязательно вступится, если увидит, что обижают слабого, женщину или ребёнка. Даже если это будут незнакомые прохожие на улице.