В рясе по выходным. Луганский священник отпускает грехи и руководит селом

Священник Вадим Еленевский. © / Дмитрий Григорьев / АиФ

Село Морозовка спрятано от «большой земли» где-то на окраинах Луганской народной республики неподалеку от границы с Ростовской областью. Дороги сюда (как это часто бывает) частично разбиты. Во времена, когда эта территория была еще частью Украины, дорога и вовсе плутала, частично заходя на территорию РФ и возвращаясь на Украину. По одну сторону повидавшей жизнь асфальтированной трассы тянутся луганские поля, а по другую можно разглядеть противотанковые рвы, которые заготавливали здесь еще украинские пограничники.

   
   

«Эта дорога на определенном участке попадала на территорию России. Когда отношения между Украиной и Россией ухудшились, дорогу перекрыли, и машины были вынуждены объезжать этот участок по бездорожью. Сейчас, когда уже прошел референдум, необходимость в бетонных блоках отпала. Но эта часть ЛНР все равно как-то позабыта была при Украине. Надеемся, что Россия наведет здесь порядок, ведь люди, живущие здесь, этого достойны. Они трудолюбивые и целеустремленные. Кроме того, они русские», — рассказывает нам наш попутчик, пожелавший остаться неизвестным.

Морозовка и вправду оставляет некое впечатление края земли. И, кажется, что нет в этом селе ничего примечательного, если бы не его председатель и по совместительству священник Вадим Еленевский.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Самый стильный священник Луганщины

Сворачиваем к администрации с Морозовки. Именно здесь с понедельника по пятницу решает мирские вопросы сельчан Еленевский. Первое знакомство ломает все шаблоны. Вадим впечатляет уже своим внешним видом, и на первый взгляд, в нем нет ничего от священника или чиновника. Кажется, что этот невысокий смуглый мужчина, одетый с иголочки с аккуратно зачесанными назад длинными волосами, мог сыграть итальянского гангстера или успешного коммерсанта. Впрочем, свой путь в священники, а затем и в председатели села Вадим как раз начинал с работы в коммерческом секторе.

«За свою жизнь я сменил больше десятка профессий, прежде чем стал тем, кем являюсь теперь, — говорит Вадим. — Я был поваром, буфетчиком, директором клуба, продавцом, директором магазина, коммерческим директором. Затем стал дьяконом, а потом уже священником. Чуть позже меня попросили стать еще и депутатом, а затем возглавить Морозовку».

Вадим ведет нас по тропинке от здания сельской администрации к месту, в которое он уже четырнадцать лет вкладывает всю свою душу и средства. За памятником воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны, виднеется золотистый купол небольшого храма. Фасад здания покрывают строительные леса, но рабочих нет. Заметно, что работы по восстановлению храма ведутся, но темпы стройки диктует наличие средств.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Из директора в дьяконы

«Когда я в 2008 году приехал в Морозовку и увидел этот храм, то без раздумий решил для себя, что восстановлю его, чего бы мне это не стоило. Тогда здесь не было ни полов, ни купола. Крыша обвалилась. Работы предстояла масса. Постепенно я взялся за восстановление. Какие-то средства получалось собрать с помощью пожертвований, где-то помогали меценаты. Например, на купол деньги выделил меценат из Москвы. Работы обошлись нам где-то в 300 тысяч рублей. Остальное делаю своими руками», — рассказывает Вадим.

   
   

На входе в храм сохранились дубовые ворота с ручной ковкой, стоявшие здесь со времен основания храма в далеком XVII веке. «Ворота я оставил специально, как и не стал ничего менять на крыше. Даже на стенах еще остались древние фрески и иконы. Остальное я собирал сам. Привез в храм мощи многих святых. Собирал иконы в различных храмах. В том числе ездил в святые места в России, пока это еще было возможно. После 2014 года, конечно, с этим возникли определенные проблемы», — рассказывает священнослужитель.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«На исповеди часто решаем и мирские вопросы»

Люди, кто знают Еленевского, удивляются его неуемной энергии. Сейчас он умудряется совмещать работу по восстановлению храма, роль священнослужителя, главы села и даже заведует собственной небольшой фермой, за счет которой во многом и восстанавливает храм.

«Для меня храм — это другое состояние души. Здесь совсем другое пение, нежели во многих новых храмах. Здесь все пропитано историей. Душа здесь спокойна. Собираем с миру по нитке плюс собственные доходы. У меня есть домашние свиньи, которых я выращиваю и продаю. Эти деньги также идут на восстановление храма. В 2008 году у меня было триста свиней. Храм — это корабль. Тут нужно постоянно что-то делать и поддерживать», — рассказывает Вадим.

После начала спецоперации священнослужитель возглавил еще и администрацию села. Теперь по выходным он помогает людям решить духовные вопросы, а с понедельника по пятницу сконцентрирован на мирских делах.

«Главой села я стал по просьбе. Сначала был депутатом, а потом меня попросили стать старостой села. Сначала я сомневался. Но затем решил, что смогу и совмещать служение в храме, и помогать людям решить их мирские проблемы. Служба идет в субботу и  воскресенье. Бывает, приходится отпрашиваться с работы ради больших церковных праздников. На службу приходят спасать свои души. С понедельника по пятницу я на месте, и там ко мне обращаются за решением мирских дел. Бывает человек приехал исповедаться, но заодно бывают и заявки от людей параллельно по каким-то другим делам.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Люди привыкли к тому, что если человек священник, то он должен заниматься только этим. Мне это не мешает. Если бы это было богу неугодно, то этого бы не случилось. Есть промысел божий. Без него бы всего этого не случилось. На самом деле это возвращение к нашим истокам. Раньше священник в селе выполнял и функцию власти. Занимался регистрацией новорожденных, крещением, вел учет умерших. По большому счету он был первым на селе. Так что это в какой-то мере возвращение к нашим истокам», — считает глава Морозового.

По словам Вадима, справляться со всеми обязанностями ему помогает опыт управленца и тяжелые годы, последовавшие после распада СССР. «Мне очень сильно помогает тот опыт управленца. Коммерсант он всегда думает наперед. Я тот опыт активно применяю на своей работе главы села. На месте я не сижу никогда. Я постоянно где-то и что-то делаю. В 14 лет я остался без родителей, и когда союз распался, мы выживали. С тех времени и есть эта привычка крутиться и выживать. В то время можно было спиться и быть наркоманом. Но я сделал выбор и помогал бабушке и сестре. Тянул их, как мог», — вспоминает Вадим.

При этом себя священнослужитель считает очень жестким руководителем и готов даже быть жестким с подчиненными, если те работают без необходимой отдачи. «Иногда приходится прибегать к весьма резким выражениям. Каюсь. Но без этого порой никак. В этом плане мне несколько сложно совмещать службу с государственной деятельностью», — подмечает Еленевский.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Есть места на карте огромной России, где кажется, что даже время застыло. Но все это лишь нам кажется в суматохе будней мегаполиса, кровавых битв на полях сражений и собственных внутренних переживаний. Там, где время вроде бы застыло, на самом деле кипит жизнь. Живут и созидают свои собственные герои, не забывающие о духовном и мирском. В Морозовке уверены, что возвращение в Россию поможет достроить храм и вдохнуть жизнь в некогда передовое село.