Учитель года в Москве: Я должен «гуглить» знания лучше, чем ученики

Учитель биологии Иван Смирнов во время объявления лауреатов конкурса «Учитель года Москвы-2017». © / Агентство городских новостей "Москва"

Победителем конкурса «Учитель года Москвы-2017» признан Иван Смирнов, преподаватель биологии школы № 171. В сентябре он представит столицу на Всероссийском конкурсе педагогов.

   
   

В день объявления победителей Смирнов рассказал АиФ.ru зачем детям знать его предмет, кем является для современных школьников педагог, и что он должен делать, чтоб не отставать от своих учеников.

Екатерина Бычкова, АиФ.ru: Престиж профессии учителя возвращается. Что делает для этого государство (поднимает заплату, обеспечивает всем необходимым)? И что делает сам учитель?

Иван Смирнов: То, о чём вы говорите (увеличение зарплаты, обеспечение необходимой техникой), конечно, важно. И в первую очередь для самого учителя, потому что показывает востребованность его работы. Но мне хотелось бы отметить ещё один момент: это присутствие учителя в медийном пространстве. Для многих родителей и учеников, если кого-то (или чего-то) нет в интернете, в прессе, на телевидении, то такого явления нет и в природе. Очень важно, чтобы учителя было видно и слышно на тех площадках, которые знает и уважает общество. И мне кажется, что конкурс «Учитель года» способствует позитивной трансляции образа учителя.

 Кто сегодня школьный учитель — наставник, передающий опыт и знания? Надсмотрщик, который «выбивает» результаты для престижа школы из всех своих учеников? Человек, который воспитывает будущего гражданина? Кто вы для своих учеников?

— Для меня сложно ответить на этот вопрос. Все учителя разные. У каждого своя модель поведения. Для меня самое главное — подготовить моего ученика к будущей жизни, к тому, чтобы он поступил в то высшее учебное заведение, в котором бы хотел учиться, и приобрел те навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. И мне очень приятно в течение несколько лет после выпуска встречать учеников, которые говорят: «Спасибо вам, Иван Алексеевич, за то, чему вы научили меня — это так сейчас мне помогает».

   
   

— Почему детям важно знать ваш предмет?

— Я считаю, что детям важно знать биологию, это наука о жизни. Нужно понимать те процессы, которые происходят в нашем организме, в окружающей среде. Ведь неслучайно наш XXI век иногда называют «веком биологии», так как ожидается, что прогресс в биотехнологии может привести к значительным изменениям в нашей жизни, как это ранее происходило, когда возникали другие технические изобретения и новшества.

— Есть такое мнение, что раньше знания по многим предметам были отдельно, практические навыки отдельно? Как удалось изменить ситуацию?

— Не могу согласиться с тем, что в биологии практические навыки и знания были отдельно. Когда я учился, на биологии всегда требовалось выполнять практические работы, и очень рад, что сейчас это сохраняется. Для меня это очень важный момент — дать возможность познакомиться с биологическими объектами школьникам в тот момент, когда они проходят ту или иную тему. Но я понимаю то, о чем вы говорите! С моей точки зрения это, скорее, не практика или практические навыки, а практикоориентированность. Я имею в виду подбор материала таким образом, чтобы те знания, которые получают ребята, они могли применить в своей повседневной жизни. И здесь для меня, как учителя, важна мотивация учащихся, потому что иначе они просто не будут слушать. Поэтому я заинтересован в том, чтобы ту тему, которую рассказываю на конкретном уроке, подать так, чтобы ребята поняли, зачем им понадобится это в жизни.

— Как успеть за своим учеником, который, возможно, в цифровых технологиях преуспевает лучше? И может любое новое знание, полученное от учителя, «прогуглить».

— Для того, чтобы учитель мог успеть за своим учеником, мне кажется, он должен постоянно развиваться, расти над собой. Например, в цифровых технологиях я сам могу ребят научить пользоваться разными программами, в которых понимаю больше, чем они. И это важно для авторитета учителя. Учитель должен уметь «гуглить» знания лучше, чем его ученики (смеётся). И тогда он точно не будет отставать от ребят. Но с другой стороны, понятно, что в такой ситуации акцент смещается с передачи знаний на обучение навыкам, которые также будут востребованы.

— Трудно ли каждый день быть учителем? Нельзя плохо себя чувствовать, нельзя иметь плохое настроение, нельзя сердиться на детей. Как вы преодолеваете себя, как человека, заходя в класс?

— Мне кажется, что любую работу каждый день выполнять качественно — на самом деле, одинаково трудно. Здесь важно не перегореть, и для меня источником сил для того, чтобы дальше хорошо работать, являются экспедиции. Они позволяют сохранить интерес к тому предмету, который я преподаю.

Знаете, ни в школе, ни в ВУЗе, я не думал, что стану учителем. Закончив лицейский класс и поступив на биологический факультет МГУ, я видел будущее в академической науке. Но уже на первом курсе стал вести занятия в кружке юных натуралистов при Зоомузее МГУ, а с третьего курса стал работать педагогом на станции юных натуралистов. Наука и педагогика шли параллельными курсами до защиты кандидатской (по биологии): было интересно и то, и другое, причём образование постепенно начинало преобладать. Участие в ряде проектов столичного Департамента образования («Урок в музее», «Курчатовский проект») открыло для меня новую сторону школьной жизни. Я увидел, что на уроке есть место исследованию и педагогическому творчеству. И вот уже пятый год я работаю учителем биологии школы № 171, той самой в которой заканчивал химический класс.

А в сентябре 2016 года я принял участие в метапредметной олимпиаде «Московский учитель». И не знал, что если стану одним из её победителей, то приму участие в конкурсе «Учитель года Москвы — 2017».