«Турция нас задушила». Репортаж с сельхозпереписи России

Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Сельский уголок большого города

Полчаса езды на маршрутке из центра Краснодара — и я в станице Елизаветинской. Официально она давно входит в состав краевого центра, хотя уклад жизни здесь остаётся преимущественно сельским. Территория этого типичного для Кубани населённого пункта с 25 тысячами жителей поделена на три участка, на каждом из которых работают по шесть переписчиков. В основном это студентки Кубанского государственного аграрного университета. К одной из них я и присоединяюсь рано утром, чтобы увидеть, как проходит перепись.

   
   

Третьекурснице Анне Савве досталась улица Степная, центральная в Елизаветинской. Она довольно оживлённая, со множеством магазинов по обе стороны, но между ними стоят обычные дома, за которыми скрываются огороды станичников. Некоторые из них продают излишки выращенного прямо возле дворов, хотя покупателей утром не видно.

Некоторые станичники продают излишки выращенного в огороде прямо возле дворов, хотя покупателей утром не видно. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Почти на каждом шагу встречаются и другие свидетельства аграрного уклада жизни.

«Вы всем вешаете номера на дома или только по заказу?» — интересуется женщина с ведром яблок, догоняющая нас вскоре после того, как мы сворачиваем на улицу Степную. Со спины ей не видно, что на моей спутнице бейдж, жилетка, кепка и сумка с символикой «Росстата». Такой набор рабочих принадлежностей синего цвета выдаётся каждому переписчику и позволяет его идентифицировать наряду со специальным удостоверением.

Эмблема Всероссийской сельскохозяйственной переписи на синем жилете переписчика. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«А-а-а, так это перепись! — через мгновенье понимает станичница Екатерина Победа. — Некоторые думают, что после неё нас могут обложить налогами. Но я грамотный человек и понимаю, что перепись проводится с другой целью. Нужно сравнить сегодняшнее положение с прошлыми годами, посмотреть, как всё выросло или убавилось. Ну, вы скоро и до нас дойдёте, я живу тут на углу».

Екатерина Победа уверена, что сельскохозяйственная перепись проводится для получения важных статистических данных. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Пересчитать, чтобы поднять

«Некоторые люди относятся к нам с опаской и спрашивают, для чего это нужно, — рассказывает Анна Савва. — Кто-то даже сказал, что вот, мол, сейчас вы всё здесь посчитаете, а потом нас заставят деревья вырубать, как когда-то. Ну, мы, конечно, объясняем, что это не так и перепись нужна только для составления статистики».

   
   

Всегда есть те, кто ищет подвох, хотя, видимо, дело здесь ещё и в неосведомлённости. Немало людей признаётся, что впервые слышат о Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Возможно, сейчас станичникам просто некогда следить за новостями из-за работы на огородах. Но большинство людей охотно отвечают на вопросы, тем более что это совсем не долго и не сложно. Хозяина каждого двора просят сообщить площадь земли, занятой насаждениями и жилыми постройками, сказать, что именно он выращивает и в каких количествах, есть ли скважина для полива, газонокосилка, газ, свет и далее по списку.

Планшетные компьютеры впервые используются во время сельскохозяйственной переписи и заметно облегчают работу. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Во время работы Анна не выпускает из рук планшетный компьютер. Такая техника впервые используется во время сельскохозяйственной переписи наряду с обычными бумажными бланками и облегчает работу. Правда, это только если не сильно жарко. При температуре выше 35 градусов и, тем более, под прямыми солнечными лучами планшет сильно нагревается и начинает долго «думать». Да и самим переписчикам в такую погоду непросто, поэтому они стараются работать до обеда или вечером.

Выясняется, что сельскохозяйственных животных на улице Степной держат немногие. В основном здесь выращивают картофель, капусту, огурцы, помидоры и другие огородные культуры для своего стола. Попутно во время переписи вскрываются и такие факты, которые не включишь в статистику. Большинство людей признаются, что едят всё своё только летом и осенью, пока растёт. А вот зимой и весной покупают продукты, причём нет никакой уверенности в том, что они местного происхождения.

По словам Светланы Пархоменко, раньше у многих станичников были большие огороды и теплицы, где они выращивали сельхозпродукцию на продажу. Но дешёвый импорт и другие факторы сделали это занятие нерентабельным. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Раньше у многих здесь были большие огороды и теплицы, — рассказывает Светлана Пархоменко, которая живёт на улице Степной уже полвека. — Люди выращивали и для себя, и на продажу. Но когда пошёл вал дешёвого импорта, это стало нерентабельно. Турция нас задушила. К тому же себестоимость овощей из теплиц выросла. Их нужно отапливать, а газ дорогой. Гораздо труднее стало и со сбытом. Когда-то в каждом районе Краснодара был рынок, куда можно было прийти, встать и продать. А теперь всё убрали, и вокруг одни гипермаркеты, где с частником никто не будет даже разговаривать. Кому ты там нужен со своим ведром помидоров?»

После таких слов ещё отчётливее понимаешь, насколько актуальна проблема импортозамещения, о котором сегодня так часто говорят. А ведь одна из целей этой переписи как раз и состоит в том, чтобы получить важные сведения, которые должны помочь развитию сельхозпроизводства в России.

Результаты этой переписи должны помочь развитию сельхозпроизводства в России. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Результаты будут не сразу

Часа за полтора мы с Анной Саввой обошли с десяток домов — это как раз дневная норма переписчика. Девушка часто делает и больше, но только по вечерам, когда спадает жара, да и большинство хозяев уже дома. А вот долго ходить по улицам ближе к обеду трудно, и поэтому мы повернули обратно. 

«Сельскохозяйственная перепись в станице Елизаветинской идёт хорошо и даже немножко с опережением графика, — рассказал полевой инструктор Никита Суговдзь, перед которым после каждого дня работы отчитывается Анна Савва и ещё несколько закреплённых за ним переписчиков. — Только на нашем участке к этому моменту уже переписано больше шестидесяти гектаров земли».

Но, конечно, сосчитать предстоит не только всё то, что есть на приусадебных участках простых людей. Сельскохозяйственная перепись касается абсолютно всех, кто работает в аграрном секторе. Только в одном Краснодарском крае это 1836 сельскохозяйственных организаций и предприятий, 15,8 тысячи крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 908 тысяч личных подсобных и индивидуальных хозяйств граждан, 1382 садоводческих объединения. 

«Слоган переписи — «Село в порядке — страна в достатке» — в полной мере отражает главную идею этого масштабного мероприятия, — говорит руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю Татьяна Курнякова. — Экономическая стабильность государства неразрывно связана с уровнем развития сельского хозяйства. Перепись — это своего рода инвентаризация аграрного сектора экономики, которая позволит получить исчерпывающую информацию о происходящих в нём процессах и на этом основании формировать социальную политику села, определить его потенциал и возможности развития».

Применяемая в ходе этой переписи технология сбора и обработки данных предполагает их обезличивание и исключает утечку персональной информации. В компьютерной программе и обычных бумажных анкетах в принципе нет никаких граф для имён. Да и владельцы приусадебных участков не должны подтверждать какими-либо документами те сведения, которые сообщают переписчикам.

Агитплакаты и бланки Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Всероссийская сельскохозяйственная перепись будет проходить до 15 августа. Её первые итоги станут известны уже в текущем году, а вот окончательные и самые исчерпывающие результаты жители нашей страны смогут узнать только в 2018 году.

Смотрите также: