Сделали крайними? Почему юристы оспаривают вину «краснодарских каннибалов»

Дмитрий Бакшеев. © / Кадр из видео / Кадр из видео

Адвокаты настаивают на отмене приговора для Дмитрия и Натальи Бакшеевых, прозванных «краснодарскими каннибалами». Они считают, что супруги стали жертвами ложных обвинений из-за стечения обстоятельств и тенденциозных материалов в СМИ. Защитники уже получили ответ на жалобу по приговору из Европейского суда по правам человека и готовят такую же в Верховный суд РФ. Также они добились назначения комиссионной экспертизы для выяснения причины смерти Дмитрия Бакшеева.

   
   

«Он не видел убитую живой»

В 2017 году в России прогремела история супругов Бакшеевых, прозванных «краснодарскими каннибалами». Всё началось с того, что дорожные рабочие нашли телефон со снимками, на которых мужчина позировал с частями человеческого тела. Хозяина потерянного сотового Дмитрия Бакшеева обвинили в убийстве и расчленении женщины, а его жену Наталью назвали подстрекательницей. По версии следствия, во время попойки втроём она приревновала мужа к жертве и склонила к убийству, пользуясь безраздельным влиянием на него.

Наталью Бакшееву приговорили к 10 годам колонии, а Дмитрию дали 12 лет. Вначале вина «краснодарских каннибалов» казалась всем очевидной, но потом их адвокаты начали сеять зёрна сомнений. Они настаивают, что истинный убийца не найден, а супругов сделали крайними.

«Нужно понимать, что Дмитрий был немного больным человеком, маргиналом, — рассказывает адвокат Юлия Федотова. — Они с супругой выпивали, питались с помойки, и он тащил оттуда всё, что видел. Однажды он нашёл какие-то мешки, принёс их домой и только там обнаружил внутри части человеческого тела. Он выпил и совершил с ними разные действия. Дмитрий полностью признавал вину в надругательстве над останками, но это всё, что он сделал. Каннибализм ему никто даже не вменял. Он никогда не видел убитую женщину живой и никогда с ней не общался».

По словам Федотовой, Бакшеева заставили оговорить себя с помощью пыток и угроз в адрес жены, ради которой он был готов на всё. Потом он отказался от этих показаний, но было поздно. 

Наталья Бакшеева слушает приговор суда. Кадр из видео

«Это звучит как бред»

Юлия Федотова и её коллега Алексей Аванесян начали писать жалобы на приговоры супругам во все инстанции. Они увидели в выводах следствия пробелы и нестыковки, которые по закону нужно трактовать в пользу обвиняемых.

«Нет ни одного доказательства того, что Дмитрий Бакшеев причастен к убийству, — продолжает защитница. — Орудия преступления не нашли. Согласно версии следствия и приговору, Бакшеев всё сделал ножом: убил, отрезал голову, руки, ноги. Но это звучит как бред. Для расчленения нужно что-то более основательное — топор или пила. В обвинительном заключении причиной смерти женщины назвали травму сердца. Но согласно судебно-медицинской экспертизе его тоже не нашли, как и большую часть органов. Тогда как вообще установили причину смерти? Придумали? На месте, где якобы произошло убийство и расчленение, не было никаких следов крови. Хотя она должна была литься там фонтаном».    
   

По её словам, также не исследовали одежду, которая была на Бакшееве в тот день. По идее она бы вся была в крови, и в таком виде мужчина должен был пройти домой в общежитие через КПП авиационного училища. Сложно представить, что он сделал это незаметно. По словам адвокатов, в Бакшеевых сразу вцепились намертво из-за найденного телефона с шокирующими фотографиями и потому всерьёз не проверяли других людей. А реальным преступником может быть кто-то из окружения погибшей, например сожитель. Она жила в маргинальной среде среди пьющих людей, где убийства не редкость.

Но пока адвокаты ничего не доказали. Российский суд не нашел никаких нарушений в уголовном деле. Не оправдало надежд и их обращение в Европейский суд по правам человека. В сентябре оттуда пришёл ответ, что жалоба признана неприемлемой.

«К сожалению, у ЕСПЧ есть такая „палочная“ практика, — говорит Юлия Федотова. — Они часто заворачивают большие серьёзные жалобы из России, поскольку завалены ими. Но мы будем до конца обжаловать это дело. Следующие инстанции — Верховный суд РФ и его председатель».

Ответ из Европейского суда по правам человека. Фото: из личного архива/ Юлия Федотова

«Считать виновным проще всего»

Защитники упорно продолжают бесплатно заниматься этим делом по двум причинам. Они делают это из профессионального интереса и потому, что убеждены в невиновности Бакшеевых.

«Легко защищать каких-нибудь политических активистов, чистеньких, образованных, правильных, — говорит Юлия Федотова. — А ты попробуй защитить ранее судимого маргинала, от которого все отвернулись, который никому не нужен. Проще всего считать его виновным. Но все его негативные характеристики не доказывают, что он причастен к убийству».

В любом случае Дмитрий Бакшеев уже никогда не выйдет свободу. В феврале он умер в Ростове-на-Дону, куда его этапировали из Краснодара. В донском управлении ФСИН вскоре сообщили, что смерть наступила от продолжительной хронической болезни. Бакшеев страдал сахарным диабетом и туберкулёзом, хотя от последнего его полностью вылечили перед судом. Но ещё за месяц до смерти мужчина не жаловался на здоровье, и поэтому адвокаты думают, что он просто был лишён жизненно важных для него уколов инсулина.

«Я считаю это единственной причиной, по которой он мог умереть от сахарного диабета, других причин смерти не могло быть, — говорит Юлия Федотова. — Но он давно страдал диабетом и знал, сколько инсулина колоть, как питаться, у него это было на автомате. А официальная версия ФСИН была озвучена ещё до получения каких бы то ни было свидетельств о смерти».

Добиться возбуждения уголовного дела по факту смерти Бакшшева адвокатам пока не удалось. Но они сделали важный шаг в этом направлении. Благодаря их настойчивости в июне была назначена комиссионная экспертиза по документам, касающимся смерти «краснодарского каннибала».