Профессия: трюк. Один день с ярославским каскадёром

На съёмках каскадёр скучает по ежедневным тренировкам. © / Юлия Шатохина / АиФ

«В каскадёры не попадают случайные люди. Все мы спортсмены, которым повезло найти профессию, доставляющую удовольствие», — говорит один из артистов ярославского театра каскадёров Дмитрий Бакунин. «И что бы ни происходило, наше шоу состоится».

   
   

Из спортсменов в каскадёры

Жизнь каскадёра — это постоянная работа. Работа над собой. Укрепление мышц, повторение старых и разучивание новых трюков. И тренировки, тренировки.

Каскадёр тренируется два раза в день. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

Утро ярославского каскадёра Дмитрий Бакунина начинается в тренажёрном зале. В «меню»: упражнения со штангой, упражнения на различных тренажёрах. В зале Дмитрий молчалив и сосредоточен. Всё внимание — на правильность выполнения упражнений, верную работу дыхания. Лишь изредка во время коротких перерывов перекидывается парой слов с другими тренирующимися.

120 кг от груди — для каскадёра Дмитрий Бакунина не проблема. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

То, как шесть лет назад, в 2007 году, Дмитрий попал в театр каскадёров, он считает скорее закономерностью, чем случайностью. 

«В детстве я долгое время занимался акробатикой. Когда мой друг предложил мне попробовать себя в роли каскадёра, я, не задумываясь, согласился, — вспоминает ярославец. — Пришли в гимнастический зал, тело быстро вспомнило необходимые навыки. Начал выступать в шоу, так и пошло-поехало».

Дмитрий Бакунин: «В профессии каскадёра нет случайных людей». Фото: Из личного архива

Первое время было сложно: работа с мечами и факелами  человеку неподготовленному даётся очень непросто. В трюковых шоу нужно быть «мастером на все руки» — знать акробатику, сценические бои, борьбу на саблях и мечах, работу с огнём. Желательно ещё и танцевать уметь.

Потом были первые пробы в кино и первая роль в фильме «Слепой 2». Сам процесс съёмок показался интересным, но кино как таковое Дмитрия Бакунина не впечатлило.

   
   

Сложно удивлять

С момента первых кинопроб прошло много времени, фильмография расширилась: главная отрицательная роль в фильме «Меч», эпизодические — в «Ярославе», «Одиноком волке», «Команде ЧЕ», «Побеге 2», «Под прицелом» и многих других.

Процесс съёмок. Фото: Из личного архива

С утра до обеда Дмитрий практически не прерывается, продолжает тренировку, по ходу рассказывая про опыт в кино: «Мне нравятся те съёмки, где есть возможность применить все свои навыки и умения. Я выступаю не только в роли каскадёра, но и играю различных героев, а это требует определённого актёрского мастерства».

В кино Дмитрий играет как отрицательные, так и положительные роли. Фото: Из личного архива

Дмитрий уверен, сегодня уже сложно чем-то поразить зрителя, много всего снято. Графика и технические приёмы постепенно заменяют профессиональных каскадёров. Плюс съёмки отнимают много времени. Главные роли предполагают постоянную занятость, круглосуточное нахождение на площадке. А отдав всю жизнь спорту и привыкнув к ежедневным тренировкам, сложно обходиться без занятий.

На шпагат в 35

Тренировка окончена, пора домой. Там ждёт обед, домашние дела.

Играть воина — почётная роль. Фото: Из личного архива

«Моему поколению сложно понять нынешнюю молодёжь. У них в почёте одни гаджеты, а что в голове — и представить не берусь. Возможно, мой 14-летний сын когда-нибудь захочет повторить мой путь, но пока это время не пришло, — рассказывает Дмитрий. — Правда, в последнее время он проникся спортом, мы стали вместе ходить на тренировки».

Переделав дела, совершив несколько звонков, ярославский каскадёр вновь отправляется в зал.

Дмитрий первый раз сел на шпагат в 35 лет. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

Тренировка, состоящая из растяжки и ударной техники, длится около двух часов. Интересно, что впервые на шпагат ярославец сел в 35 лет. А это лишний раз подтверждает, что все успехи — вопрос мотивации.

«Да, с возрастом в нашем деле, как и в любом спорте, приходится прилагать больше усилий. Более длительными становятся разминки, потом, возможно, придётся немного упрощать трюки, — говорит каскадёр. — Но пока я чувствую, наоборот, получается всё лучше и лучше. Это и опыт, и натренированность. Целенаправленная работа приносит свои плоды».

Дмитрий Бакунин предстаёт в разном амплуа. Фото: Из личного архива

Что касается травм, то в профессии каскадёра они не редкость. Актёры отрабатывают все трюки до автоматизма, стараясь исключить риск травмироваться. Скорее со временем, не выдерживая нагрузки, возникают профессиональные болезни, такие как проблемы с суставами.

Каскадёрский трюк: разрыв цепей силой мышц. Фото: Из личного архива

«Шоу состоится в любую погоду»

Вечер — время для репетиции шоу-программы. В основной состав театра, с которым выступает Дмитрий, входят около 14 человек. Вместе они объездили всю Россию. Казалось бы, сцена, овации — не привыкать. Но волнение есть всегда.

Театрализованное шоу театра каскадёров. Фото: Из личного архива

«Некий мандраж перед выступлением — это неотъемлемая часть нашей работы. Ты ведь хочешь не просто выступить, а показать зрителям маленькие чудеса. На тебе лежит груз ответственности: перед коллективом, перед зрителями. От этого и вырабатывается адреналин, — поясняет Дмитрий. — Без «искры» в нашей профессии далеко не продвинуться. Снег, дождь — наше шоу состоится в любую погоду».

«Шоу состоится в любую погоду». Фото: Из личного архива

Коварность пресмыкающихся

В шоу есть трюки со змеями. Но Дмитрий эту часть программы не любит, чаще всего предпочитая уступить выполнение коллегам. У одного из участников дома живёт больше десятка пресмыкающихся. Со змеями он ладит. Актёр умеет контролировать змеиное поведение, но даже он не избежал осечки: однажды «не пресёк поползновение» вовремя, и змея его чуть не задушила. «Хорошо, мы вовремя вмешались, — рассказывает Дмитрий. — Зрители, к счастью, не поняли, что случилось: им сложно осознать ту грань, когда человек не может справиться с животными».

Фаер-шоу в исполнении каскадёра. Фото: Из личного архива

Крупные фестивали и городские праздники каскадёр не любит.

«Я, как и многие другие, не люблю выступать на массовых мероприятиях. Причина — огромное количество нетрезвых людей. Неадекватное поведение зрителей сильно беспокоит. Особенно в таком опасном шоу», — говорит Дмитрий.

Фаер-шоу — одна из любимых составляющих работы каскадёра для Дмитрия Бакунина. Фото: Из личного архива

Вечерняя репетиция шоу-программы длится почти два часа. Затем каскадёр отправляется домой. Вечера в его семье самые обычные: домашние хлопоты, общение с сыном, а ещё посидеть у телевизора вместе с женой.

Говорит, за день ужасно устал. При этом очень рад этой усталости.

Смотрите также: