Помог другим — помог себе. Инвалиды-психологи открыли телефон доверия

Светлана Кулакова по первому образованию – экономист, но к 44 годам стала еще и дипломированным психологом. © / Анастасия Землянская / АиФ

Стереотип, что люди с инвалидностью нуждаются в повышенном внимании и помощи, в обществе встречается часто. Консультанты проекта — начинающие психологи с инвалидностью — его  с легкостью разрушают. Они сами стремятся помогать другим людям.

   
   

Светлана Кулакова — начинающий психолог и один из консультантов проекта «Помогая другим — помогаешь себе». В онлайн-пространстве, а также по телефону доверия, она проводит психологические консультации, помогает решать проблемы во взаимоотношениях, искать и находить выход в трудных жизненных обстоятельствах.

«Интереснее всего мне работать на телефоне доверия — здесь и сейчас, — объясняет Светлана. — Время проходит быстро — не успеешь положить трубку, как опять кто-то звонит. Обращаются самые обычные люди. Но настолько разные! Разный возраст, разные проблемы».

Светлане 44, по первому образованию она инженер-экономист, но по призванию, считает, — психолог.

Наука психология заинтересовала ее давно — около пятнадцати  лет назад: «У меня даже была мысль получить второе высшее по психологии. Но не доходили руки — лень было куда-то поступать, хотя читала много литературы на эту тему. А через несколько лет после травмы мне позвонили из органов социального обеспечения и предложили поучиться дистанционно. Так учатся многие люди с ограниченными возможностями  здоровья».

После автомобильной аварии в 2005-ом году Светлана передвигается на инвалидной коляске, однако это ничуть не помешало ей исполнить свою давнюю мечту — стать психологом.

Сейчас на телефон доверия в среднем в месяц поступают более ста звонков – у психологов есть время, чтобы отдохнуть в течение дня. Летом из-за шквала звонков не было ни одной свободной минуты. Фото: АиФ / Анастасия Землянская

Бесплатно, анонимно, дистанционно

Психолог с инвалидностью — явление новое и уникальное как для нашей страны, так и для мировой практики в целом. Однако в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) уже 6 лет дистанционно готовят психологов из числа людей с ограниченными возможностями здоровья.

   
   

«Наличие серьезных ограничений по здоровью в принципе не является препятствием для занятий психологией. Напротив, в мировой практике известны яркие примеры того, как собственные ограничения в здоровье не только не помешали, но, порой, способствовали созданию новых авторских методик и направлений в психологии — взять того же Милтона Эриксона или Альфреда Адлера. Но планомерной подготовкой большого количества психологов с органичениями по здоровью не занимался еще никто, поскольку эта проблема чрезвычайно сложная», — говорит координатор проекта «Помогаешь другим — помогаешь себе» Вера Захарова.

Светлана говорит, что с инвалидами ей общаться проще – она имеет полное право говорить с ними на равных, чего обычные психологи лишены Фото: АиФ / Анастасия Землянская

Проект этот, по сути, мало чем отличается от любой другой службы психологической помощи. Принципиальных отличий два: во-первых, он полностью дистанционный, то есть не только клиенты получают психологические услуги в дистанционном формате, но и все сотрудники могут работать в удаленном режиме. Во-вторых,  в нем трудятся люди с ограничениями здоровья, большинство — колясочники (посттравматики или люди с последствиями ДЦП).

«Я не человек»

«Это важно тогда, когда обращаются инвалиды, — объясняет Светлана Кулакова. — И, конечно, мне разговаривать с ними проще. Даже не потому, что мы можем говорить на равных. Во-первых, я многие вещи понимаю лучше — в силу того, что сама в таком положении. Хотя я не вижу в нем ничего ужасного — просто есть некоторые трудности, с которыми обычный человек никогда не сталкивался. Когда обратившийся за помощью это понимает, ему тоже проще. Во-вторых, когда кто-то, например, заявляет: «Да, я инвалид, я не человек», я всегда могу ему возразить. А обычному психологу все-таки тяжелее общаться, возникает некоторое чувство вины: за что ему такое? Ты-то сам здоровый».

Социальный проект «Помогая другим — помогаешь себе» был создан в первую очередь для профессиональной реализации начинающих психологов с инвалидностью. Ведь найти работу по специальности и здоровому человеку не так-то просто, что уж говорить об инвалидах.

Сайт проекта «Помогая другим – помогаешь себе». Фото: Скриншот

«Городская среда до сих пор не очень приспособлена для людей с ограничениями здоровья, поэтому когда есть дистанционное обучение и, в перспективе, дистанционное место работы, это, конечно, замечательно, — говорит Светлана Кулакова. — Это выход из ситуации для многих».

Очень важно, что рабочие места для начинающих психологов именно дистанционные.

«Мы сознательно решили создать такой центр, прежде всего, для профессиональной адаптации самых маломобильных будущих психологов, потому что более мобильные, самостоятельно передвигающиеся, имеют хоть какие-то шансы найти себя на рынке труда. А для современного человека — потенциального клиента нашего центра, неважно, имеющего проблемы со здоровьем или нет — дистанционный вариант получения психологической помощи становится все более привычным и удобным» ,— говорит координатор социального проекта Вера Захарова.

«Надо сказать, на сегодняшний день практически все руководители психологических учреждений, с кем нам приходилось общаться, пока еще слабо себе представляют, как может работать психологом человек с инвалидностью вообще, и тем более — в дистанционном режиме. Так что своим опытом работы мы постепенно меняем общественное сознание!», — поясняет Захарова.

По ту сторону монитора

Стартовал проект как дистанционная онлайн-площадка для консультирования через переписку на форуме. Работа психологов-консультантов при этом практически ничем не отличается от работы дистанционных консультантов без проблем со здоровьем.

Каждый консультант на именном подфоруме еще в сентябре 2012 вывесил свою мини-визитную карточку, где, в том числе, сказано и об инвалидности. Уже в декабре социальный проект получил признание на двух действующих консультативных порталах: «Здоровье@mail.ru» и «DOCTOR ONLINE», и на информационном портале для людей с инвалидностью «Dislife.ru».

Проект начинался как консультации в онлайн-пространстве, в рамках интернет-форума. Фото: Скриншот

Все ответы сначала проходят супервизорскую премодерацию: психолог советуется с коллегами. «У нас есть мастерская — отдельное пространство на сайте, где каждый ответ проходит проверку. Можно иногда 10 раз переписать, пока скажут: «Все хорошо, отправляйте». Мне кажется, это очень правильно», — рассказывает консультант.

Несколько месяцев супервизоры и консультанты проекта работали исключительно на волонтерских началах. Но недавно проект получил грантовую поддержку Национального благотворительного фонда.

«С января по октябрь 2013 года несколько волонтеров консультационного центра оформлены на проектные рабочие места на полставки и получают небольшую денежку, так же удалось выкроить одну ставку на оплату работы супервизоров, ведь без них невозможно профессиональное становление будущих специалистов», — говорит Вера Захарова.

«Я шла на проект, не предполагая, что мне будут что-то платить — изначально он был волонтерский. До сих пор многие работают на волонтерских началах, а кто-то — за деньги, — говорит Светлана Кулакова, консультант проекта. — Правда, деньги там небольшие, но и работы не очень много. Финансовая составляющая важна особенно для молодых людей — чтобы не сидеть на шее у родителей, при том, что жить на одну пенсию очень тяжело. Это не основное, но это важно», — добавляет она.

Телефон доверия

В конце июня этого года начал работу телефон доверия. Несмотря на то, что лето — практически «мертвый сезон» для психологического консультирования, информация о новом проекте прошла по ведущим соцсетям, и результат не заставил себя ждать — уже через некоторое время после открытия телефона доверия из-за огромного количества обращений до психологов было трудно дозвониться.

«Шквал звонков после открытия «Телефона доверия» всех консультантов, безусловно, очень радовал. Но иногда физически было тяжело дежурить 6 часов  — с 12 до 6-ти, — вспоминает Светлана Кулакова. — Сейчас количество звонков немного снизилось, каждый консультант дежурит обычно по 3 часа в день. Дело в том, что в сообщении, прошедшем по соцсетям, было сказано, что телефон будет работать до конца лета. А сейчас мы совсем не занимаемся рекламой...».

Рабочий день 6 часов и дома – для многих маломобильных людей это – оптимальный рабочий график Фото: АиФ / Анастасия Землянская

Телефон доверия продолжает свою работу, с понедельника по пятницу, с полудня до 6 вечера. Вера Захарова рассказала, что с организацией дистанционных рабочих мест здесь все оказалось гораздо сложнее как в техническом, так и организационно-методическом плане: «Дистанционных рабочих мест для психологов телефона доверия на сегодняшний день не существует в принципе. Нам предложили просто открыть линию телефонной связи через Скайп. Да, это быстро и наименее затратно, но не решает всех проблем. Нам хотелось сделать полноценную службу. Теперь мы имеем полноценные удаленные рабочие места для телефонных консультантов, мы всегда можем оперативно заменить кого-то из консультантов по причине его неожиданного плохого самочувствия или проблем со связью, есть возможность оперативной связи с супервизором, решены технические вопросы стажировки и другие очень удобные моменты в работе».

Сейчас на телефон доверия в среднем в месяц поступают более ста звонков. Консультант Светлана Кулакова рассказала, что обращаются с самыми разными проблемами: одиночество, депрессивные состояния, проблемы «принятия себя», любовные отношения, супружеские проблемы, взаимоотношения родителей с детьми, переживание горя утраты от смерти близкого человека и многие другие. При этом, звонков от людей с инвалидностью и их близких около 20%.

«Мне бы хотелось, чтобы проект «Помогая другим — помогаешь себе» вылился в полноценный психологический центр, где можно было бы и проходить практику тем, кто учится, и при желании можно было бы и остаться дальше работать. Потому что потенциал очень большой. Шесть часов в день — это же очень мало! — говорит Светлана Кулакова. — Нам есть, куда расширяться. Да и сама по себе психологическая служба очень востребована».

Социальный проект «Помогая другим — помогаешь себе» номинирован на Национальную премию «Гражданская инициатива» в номинации «Раздвинь границы возможностей», за него можно проголосовать на сайте премии.

Несмотря на то, что нынешний грант заканчивается 30 октября, закрывать телефон доверия не собираются — даже если источники финансирования не будут найдены, проект продолжит свою работу, пусть и в волонтерском режиме.

Помочь развитию проекта:

Контакты - Вера Захарова

verazak@yandex.ru, тел. +7(926)893-8027

Реквизиты для банковских переводов:

Региональный благотворительный общественный фонд по поддержке социально незащищенных категорий граждан.

Юридический адрес: 129110, г. Москва, Олимпийский пр., д. 7, к. 2

Фактический адрес: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.15, к.504

ИНН 7702470105

КПП 770201001

ОГРН 1117799007798

ОКПО 91545834

ОКВЭД 91.33

Р/С 40703810138170002495 в ОАО «Сбербанк России» ОСБ № 01766 в г. Москве

БИК 044525225

К/С 30101810400000000225

При заполнении платежного поручения просим обязательно указать «На реализацию социального проекта «Помогая другим – помогаешь себе».

Отчётность перед спонсором о целевом расходовании средств гарантируется.

Исполнительный директор: Пузанкова Галина Николаевна

Контактный телефон: 8 (495) 989-65-82

E-mail: rbo-fondsp@yandex.ru

Сайт: www. rbo-fondsp.ru 

Смотрите также: