Огненное эхо. В Перми вспоминают жертв трагедии в «Хромой лошади»

Дмитрий Овчинников / АиФ

«Хромая лошадь» — страшные слова, которые постепенно забываются, а зря. Пять лет назад в одноимённом клубе случилась, пожалуй, одна из самых страшных трагедий в Прикамье, эхо которой слышно и сегодня.

   
   

До сих пор монумент, находящийся в сквере напротив экс-клуба, никогда не бывает пуст. У подножия всегда лежат гвоздики, а рядом одиноко горят миниатюрные свечи.

В годовщину трагедии, в полдень 5 декабря, проходит традиционный молебен. Люди поминают родных и друзей, ушедших из жизни. В ту злополучную ночь от едкого чёрного газа задохнулись 156 человек.

В годовщину трагедии, в полдень 5 декабря, проходит традиционный молебен. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Погибли, погибли мои дети», — шепчет женщина в чёрном платке. «Если бы я тогда не отпустила свою дочь в клуб — всё было бы по-другому», — слышится где-то в толпе. Неподалёку дежурит машина скорой помощи на случай, если кому-то станет плохо.

Минута молчания — на мгновение всё затихает, даже плач матерей. Священник проводит молебен по погибшим в пожаре. Собравшиеся, опустив головы, повторяют слова батюшки, прося об упокоении душ усопших.

Минута молчания — на мгновение всё затихает. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Затем люди начинают потихоньку расходиться: кто-то на организованном автобусе отправится на кладбище, другие, медленно бредя по аллеям, растворяются в морозном тумане.

Где деньги?

Между тем, основные фигуранты уголовного дела пока не торопятся выплачивать компенсации пострадавшим при пожаре. Да и само их поведение во время процесса и в тюрьме, мягко говоря, вызывает недоумение.

   
   

Судебные разбирательства длились более трёх лет. Материалы уголовного дела составили 157 томов. Фактический владелец «Хромой лошади» Анатолий Зак получил 9 лет и 10 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Арт-директор клуба Олег Феткулов — 6 лет лишения свободы в колонии общего режима. Пиротехники Сергей Дербенев и Игорь Дербенев по 5 и 4 года 10 месяцев соответственно. А исполнительный директор Светлана Ефремова была осуждена на 4 года.

К отбыванию сроков в колонии-поселении приговорены пожарные инспекторы Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева. Росляков осуждён на 5 лет, Прокопьева — на 4 года. Экс-главу краевого Госпожнадзора Владимира Мухутдинова освободили от уголовной ответственности за истечением срока давности.

Анатолий Зак, владелец клуба, пытался после пожара спешно покинуть страну, да что уж тут говорить, попросту сбежать подальше от трагедии. Во время суда он не признавал свою вину.

А уже сегодня, после вердикта, бизнесмен нехотя расстаётся со своим добром. На данный момент он выплатил всего 4,8 миллиона рублей. И это на всех. Хотя судебным приставам поступило 390 исполнительных листов по его делу на общую сумму почти 145 миллионов рублей.

Анатолий Зак, владелец клуба, пытался после пожара попросту сбежать подальше от трагедии. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Что касается арестованных долей Зака в фирмах, стоимость которых равна примерно 660 миллионов рублей (по мнению экспертов, довольно завышенная оценка), то их нужно реализовать, чтобы потом вырученные деньги перечислить пострадавшим. Сделать это пока не получается, не находится желающих. Если ничего из этого не выйдет — они благополучно вернутся потерпевшему.

Непосредственно само имущество пермяка давно «висит» на аукционах. Так, автомобиль Mercedes Benz, как и золотые часы, продать на торгах не удалось. Теперь по закону их предложат потерпевшим по цене на 25 % ниже от заявленной стоимости. Однако как, например, машину разделить на 300 человек — не совсем понятно.

Бывший исполнительный директор «Хромой лошади» Светлана Ефремова недавно обратилась в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении. Однако получила отказ. К слову, подобную процедуру пытался проделать организатор пиротехнического шоу Дербенев-старший, считавший собственное осуждение «показательной поркой для публики». Суд был также неумолим.

Бывший исполнительный директор «Хромой лошади» Светлана Ефремова недавно обратилась в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Нас это просто возмущает! Дербенев в своей апелляции, в частности, пишет, что "невозможно перевоспитать человека, совершившего преступление по неосторожности». А ещё он жалуется, что суд не принял во внимание его участие в художественной самодеятельности. Это плевок нам в душу!», — говорит Наталья Безе, у которой в пожаре погибла одна дочь, а вторая стала инвалидом.

Тяжелей всего приходится людям, ставшим инвалидами после трагедии. И, конечно, выкарабкиваться им пока приходится за свой счёт. Пострадавшая в «Хромой лошади» Ирина Банникова пока не получила компенсации. У девушки — отравление угарным газом, ожог дыхательных путей и повреждение затылочной части мозга, отвечающей за движения.

Сейчас за ней ухаживает мама, Тамара Оборина. Она надеется поставить на ноги свою дочь, несмотря на неутешительный диагноз врачей.

У девушки — отравление угарным газом, ожог дыхательных путей и повреждение затылочной части мозга, отвечающей за движения. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Деньги мы пока не видели. Хотя некоторым уже начали поступать средства. Но мы не унываем. Я стараюсь поддерживать Ирину изо всех сил. Занимаемся на специальном тренажёре, постоянно ухаживаю за ней. Надеюсь, всё скоро наладится», — говорит женщина.

Вместо клуба — реабилитационный центр

Отдельно хочется рассказать про судьбу помещения, где раньше располагался клуб. В 2012 году квадратные метры «Хромой лошади» хотели отдать музею истории политических репрессий «Пермь-36» и Пермской государственной художественной галерее. Однако никаких действий для приведения в порядок объекта не предпринималось. Так четыре года и стояло «хромое», сожжённое место, заброшенное всеми и на какое-то время даже ставшее пристанищем для бомжей.

Демонтаж начался только осенью 2013 года. Буквально за месяц подрядчик уничтожил былую память о трагедии и вывез останки клуба на свалку. И весной на старом месте возникло уютное строение.

Демонтаж клуба начался только осенью 2013 года. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

На днях стало известно, что городские власти приняли предложение от некоммерческой организации «Центр помощи пострадавшим при пожаре в клубе "Хромая лошадь"». В скором времени отремонтированное помещение безвозмездно отдадут под реабилитационный центр.

Планируется, что пострадавшие от пожара смогут получать медико-психологическую помощь. Кроме того, учреждение будет открыто и для других пациентов: больных детей с ДЦП, людей после инсульта, с черепно-мозговыми травмами, неврологическими расстройствами. В центре также расположатся кабинеты невролога, терапевта, травматолога и реабилитолога.

В скором времени отремонтированное помещение безвозмездно отдадут под реабилитационный центр. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников