С рассветом в очередь
6 утра, около здания администрации Киевского района Симферополя стоит человек двадцать. В основном пенсионеры. Они ждут открытия администрации, чтобы получить заветный талончик на приём документов. Чем ближе начало работы администрации, тем длиннее очередь. К 9 утра в ней уже около 100 человек. Работники администрации выносят на улицу стол. За него садятся две женщины, открывают журнал и начинают запись.
– Мужчина, можно вперёд беременную женщину пропустить? — просит за девушку старушка.
– Пусть проходит, — отвечает тот.
Девушка протягивает сотруднице администрации украинский паспорт и через несколько минут получает заветный талончик. Прийти с полным пакетом документов она должна через 3 суток, время приёма — с 14 до 15. С улыбкой на лице беременная уходит. А стол для записи со всех сторон окружает толпа.
– Да отойдите же вы! — кричит одна из записывающих. — Тут дышать нечем уже.
Очередь подчиняется её просьбе, отходит от стола, но ненадолго. Минут через пять стол снова окружён людьми. На улице становится ещё жарче, у сотрудников, ни на секунду не отрывающихся от своих записей, выступает пот.
– Это что тут, последний день Помпеи?
– Да нет, первый.
Документы в администрации Киевского района Симферополя действительно принимают только первый день, чтобы разгрузить очередь в паспортные столы. К оформлению документов присоединяются также и ЖЭКи Симферополя. «У нас сегодня выходной. Но вы же посмотрите, что творится! Люди очень хотят стать гражданами России. Наверное, чтобы точно убедиться, что мы в России», — говорит паспортистка Елена. Елена с напарницей сидит в небольшом кабинете в администрации, принимает документы на получение паспорта и заполняет форму № 1. Точную цифру переданных бланков за полдня Елена назвать не может. «Наверное, около 50», — предполагает она.
Ближе к полудню очередь у здания администрации достигает соседней улицы. В ней вперемешку стоят люди самого разного возраста: молодые мамы с колясками, старики… «Да всё по-другому можно было сделать! Поставили бы больше столов и очередь разгрузили!» — время от времени возмущённые возгласы проносятся в толпе. И чем жарче становится день, тем выше накал недовольства у стоящих в очереди.
«Чтобы обратно ничего не вернули»
Тамара Волгина в очереди стоит второй день. «Уже свои документы сдала, теперь сестра попросила за неё сдать. Она работает. Не может столько времени тут находиться. Нам пенсию получать надо. А для этого паспорт нужен. Вот и приходится стоять», — рассказывает Тамара. Она родом из Черновец. В Крыму живёт с 1965 года. «Я четыре преображения республики пережила. Начиная с Украинской АССР и до автономной республики Крым. Как мы теперь называемся? Что-то вроде Крымского федерального округа. Как узнала, что мы в России и паспорта выдают, тут же прибежала. Чтоб обратно уже ничего не вернули», — говорит Волгина.
«А я за сына стою. Ему в Москву ехать надо. Паспорт обязательно нужен, — подхватывает наш разговор Надежда Решетникова. Сын Надежды лет 10 живёт и работает в Москве. — Он только собрался документы подать, чтобы вид на жительство получить в России, а потом и гражданство. А вот тут такое решение. У сына прописка крымская, так что на паспорт он право имеет», — заверяет Решетникова.
«Мы действительно обслуживаем всех, кто имеет крымскую прописку. Нам без разницы, в каком районе Крыма он проживает, здесь мы примем у него документы, — комментирует паспортистка Елена. — Даже если человек давно в Сибири живёт».
Кто зарабатывает на «новых россиянах»
Для получения российского паспорта крымчанам нужно принести украинский паспорт с обязательной местной регистрацией, фотографии, копии свидетельства о рождении и документы, подтверждающие семейное положение. Никакой пошлины платить не надо. Обязательное условие — документы с украинского языка должны быть переведены на русский.
В бюро переводов тоже много людей. В основном молодые. Лингвист Оксана сидит за столом и, не поднимая головы, отвечает на мои вопросы.
«В день приходится переводить 10–15 документов. Надо всё внимательно делать. Чтоб ошибок не было. Особенно тщательно переводим свидетельства о расторжении браков, а также решения судов», — говорит переводчик. По прейскуранту перевод документов стоит от 23 до 30 гривен. По словам Оксаны, с возвращением Крыма в Россию её бизнес пошёл в гору.
На подъёме и бизнес фотографов. Объявления о фотографиях на российский паспорт развешаны по всему городу. За срочное фото крымчанам придётся заплатить 30 гривен.
Силовики вне очереди
Виталий пришёл к зданию администрации со своей девушкой Ольгой. Он военный, она учительница. Недавно сыграли свадьбу. «Надо было паспорт менять украинский, а тут такая удача. Новая фамилия и новое гражданство», — говорит Ольга.
«А я во вторник паспорт получу уже. Я в такой очереди не стоял. К нам в часть в пятницу приехали сотрудники паспортного стола. Спросили, кто определился с гражданством, давайте будем оформлять документы. В пятницу оформили, во вторник буду обмывать уже», — хвастается Виталий.
«Всё, что связано с армией и силовыми структурами, очень серьёзно. Время на раздумья, конечно, дают. Но чем быстрее, тем лучше. Сами понимаете, речь не столько об очереди, льготах и приоритете, сколько о защите страны», — говорят работники паспортных столов. Поэтому военные — единственные, кто имеет льготы, их документы принимают без очереди.
Смотрите также: И.о. прокурора Крыма Наталья Поклонская. Биографическая справка →