«Мне кричали — супербабушка». 76-летняя россиянка переплыла Босфор

Очередной затеей — переплыть пролив между Европой и Малой Азией — Эмилия Иванова обязана своему внуку. Они заключили с ним пари. Тем более, оба её внука в заплыве уже участвовали, испытали всё на себе и обещали бабушке инструктаж и помощь. 

   
   

Победить панику

«Мне сначала было страшновато, честно признаюсь, — вспоминает Эмилия Владимировна. — Я начала понемногу готовиться к заплыву, ну так, когда отдыхала в Болгарии, плавала в своё удовольствие. Внук звонил, спрашивал, сколько я провела в воде, я говорила: „Ну, пятнадцать минут“. Он говорил: „Бабуль, мало“. Стала плавать по часу». 

После заплыва. Фото: Из личного архива

Эмилия Иванова по образованию учитель физкультуры, в спорте она всю жизнь, но конкретно плаванием профессионально никогда не занималась. Сейчас, когда она переплыла пролив с неплохим результатом, Эмилия Владимировна хочет повторить: говорит, поняла, как результат улучшить. 

В тот день заплыв выдался не из лёгких. После того, как все желающие — а это сотни участников гонки, регистрация на которую закончилась задолго до начала соревнований из-за нехватки мест — стартовали, для каждого началась собственная борьба со стихией. Эмилиия Владимировна говорит, что ощущения, которые испытываешь, переплывая Босфор, не сравнить ни с чем: ты физически чувствуешь своим телом огромную массу воды. Сначала приходит паника. В этот момент нужно найти в себе силы, успокоиться и продолжать плыть.

Внук Ивановой аккуратно плыл чуть поодаль, подсказывал, стараясь не сбивать бабушку с ритма. Внезапно над ними закружил вертолёт. Сначала это не смутило: предупреждали, что будет организована воздушная съёмка. Потом к внуку и бабушке подошли два катера. Оказалось, что виной всему — снятая резиновая шапочка. В регламенте соревнований снятая шапочка означала просьбу о помощи, но Иванова об этом не знала, и сняла, потому что в ней было некомфортно. Находчивый внук сказал, что шапочка потерялась, и их оставили в покое. 

На футболке на память символически изображён Босфор. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Те, кто переплывает Босфор, отмечают, что при достаточно небольшой ширине пролива — около 4 километров — есть очень сложные для пловцов места, когда течение не даёт продвигаться вперёд. Человек гребёт изо всех сил, но никуда не двигается. Это сбивает настрой и отнимает силы.

   
   

«Был момент, когда я чуть не начала захлёбываться и паниковать. И я сказала себе: „Соберись, тряпка“, — вспоминает Эмилия Владимировна. — Я всегда говорю себе это, когда трудно. И это помогает. К тому же, эмоциональный порыв, благодарность и любовь к внуку придали физические силы. Я на удивление быстро восстановилась после заплыва. И в этом опять же помогла поддержка семьи, забота, и командный дух».

Иванова финишировала далеко не последней. Иностранцы кричали ей: «Супербабушка!». Но теперь Эмилия Владимировна хочет улучшить свой результат. Многое поняла: например, как важно плавать в открытой воде. «Благодаря заплыву я поняла, что в бассейне наращиваются мышцы, но чтобы переплыть пролив, этого мало. Нужно учиться заплывать далеко, нужно спиной чувствовать эти потоки воды и уметь с ними управляться. Теперь я знаю, как тренироваться, и готова попробовать снова»

Ещё одно увлечение Эмилии Владимировны  горные лыжи. Фото: Из личного архива

«Я не сломалась»

 

Эмилия Владимировна — человек настойчивый и целеустремлённый. Ещё в институте начала заниматься лыжными гонками зимой, велогонками — летом. Её любимый вид спорта — альпинизм, а позже и горный туризм. В 60 лет Иванова прошла Кавказский хребет. В 40 впервые встала на горные лыжи, регулярно катается до сих пор. 

Судьба её была, в общем, не из лёгких: в 31 год Эмилия Иванова осталась вдовой с двумя детьми, 6 и 9 лет. Её муж был военным лётчиком первого класса. В те тяжёлые дни её поддержал сослуживец и друг мужа, космонавт Алексей Леонов

«Благодаря поддержке я не сломалась. Сильное горе или трагедия либо сломает человека, либо сделает его сильнее. Я выстояла, во многом только благодаря ответственности. По утрам думала: „Господи, вставать надо. Кормить этих двоих детей“. Ради них и выжила», — вспоминает Иванова.

Были и голодные годы в Уфе, когда приходилось спать втроём на одной кровати. И переезд в Киев, где, как казалось, поднять детей будет легче. «Тогда, казалось, Киев был лучшим городом в Советском Союзе. Я помню, как нам с трудом, но всё-таки удалось туда переехать, как я по приезду повела детей в самый лучший ресторан, а потом мы взяли такси и поехали, наконец, в свою будущую квартиру». 

Там Эмилия Иванова устроилась работать в школу: вела уроки и курировала спортивную секцию, водила детей в походы. Постоянно работала с детьми, своими и чужими. Потом появились внуки, которым тоже нужно было отдавать себя. 

С дочерью. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

«Сын говорил иногда: „Ты как электровеник“. Я всех внуков ставила на крыло — учила их плавать, — вспоминает пенсионерка. — Вот Машенька у нас сначала начала плавать, а уже потом ходить. В Останкино делали про неё передачу».

Сейчас Эмилия Владимировна живёт на два города, Москву и Киев. По-прежнему занимается детьми и внуками (их уже шесть!), и немного — собой.

Много ходит босиком, даже по улицам. Почти не принимает лекарства и не пользуется косметикой. Спит 7 часов ночью и 2 часа днём. Ложится спать до полуночи. Начинает день с воды с лимоном и мёдом. Потом купается или обливается. Много путешествует. И готовится к новому личному рекорду на Босфоре. 

Единственное, чего сейчас стало не хватать, — общение, к которому она так привыкла. «Супербабушка» мечтает познакомиться с новым интересными людьми и очень попросила помочь ей в этом. Связаться с ней можно по адресу - ivanda@rambler.ru.

Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Смотрите также: