До потери зрения 45-летний Анатолий Денисов трудился на хлебокомбинате и никогда не был одиноким. Пять лет назад отца пятерых детей избили уличные хулиганы, после чего он перестал видеть.
«Социальной сетью „Небо“ я пользуюсь почти ежедневно, — говорит инвалид. — Молодёжь уходит на работу и на учебу, я остаюсь один. Чтобы справиться с тоской, беру в руки телефон».
Телефонная социальная сеть
Пользоваться социальной сетью можно без компьютеров. Дело в том, что сайт «Небо» — телефонный.
«Голосовой сервис управляется с помощью 10 клавиш телефона. Пользователь регистрируется, выполняя команды оператора, вводит четырёхзначный пароль и логин, который сервис присваивает каждому абоненту», — рассказывает Артём Токранов, демонстрируя, как функционирует социальная сеть.
Свою «страничку» в «Небо» на сегодняшний день создали около сотни человек. Большинство пользователей казанцы. В социальной сети можно знакомиться, вести свой блог, обмениваться голосовыми сообщениями, обсуждать проблемы на голосовом форуме. Весь интерфейс основан на слуховом восприятии, и поначалу нужно внимательно слушать голосовые подсказки, но полноценно ориентироваться пользователи начинают довольно быстро. По той же причине не совсем удобно узнавать о характере нового пользователя, ведь приходится прослушивать его голосовую анкету вместо того, чтобы быстро пробежаться взглядом. Ну и, конечно же, учитывая специфику работы сервиса, придётся привыкнуть к цифровой идентификации абонентов, сопровождаемых для удобства голосовыми аватарками (псевдонимами). Зато благодаря этой же специфике вы можете прослушать личный блог абонента и отправить ему живое голосовое сообщение.
«Здесь могут общаться не только незрячие, но и пенсионеры, одинокие люди, не умеющие обращаться с интернетом. Я надеюсь, что „Небо“ позволит людям находить друзей и даже своих вторых половинок. Сегодня даже молодым сложно найти пару, а что говорить о людях, которые практически не выходят из дома. Социальную сеть назвали „Не будь одиноким“ (сокращенно „Небо“). Люди с ограниченными возможностями благодаря сети тоже могут жить полноценно», — надеется Артём.
Голосовые «аватарки»
Регистрация в системе начинается с того, что человек заполняет профиль: называет свой пол, возраст, город, может описать свою внешность.
«Я постоянно общаюсь с 5–6 людьми, рассказываю им о своей жизни. В социальной сети много пользователей. Надеюсь обрести ещё больше друзей», — говорит он, положив трубку телефона.
«Очень актуально для меня, как, думаю, и для тысячи других инвалидов получать полноценную юридическую помощь или хотя бы направляющие подсказки. Ведь столько проблем накопилось как с ЖКХ, так и в быту. Сейчас уже есть бесплатная функция психологической помощи, надеюсь, ребятам из „Неба“ удастся найти силы и средства на поиск юристов», — продолжает Анатолий и вкратце рассказывает о своих насущных проблемах.
«Социальная сеть будет решать проблемы незрячих людей»
В течение двух лет работы проекта социальная сеть была доступна только со стационарных телефонов. Номер сервиса в каждом городе был свой.
«В июне мы запускаем единый номер 8 800. Дозвониться до него можно будет из любой точки России бесплатно и с домашнего, и с сотового телефона. Для реализации этой задумки мы получили грант», — отмечает Артём Токранов.
Сейчас молодой программист занимается упрощением интерфейса. Всё-таки не все функции, по его словам, нужно перетаскивать из онлайн-сетей в голосовую. Так, «обрезаны» работавшие ранее функции объединения в группы, приглашения в друзья. Ведь в конечном итоге всё это следствия или предтечи обмена голосовыми сообщениями. «Люди не должны бояться говорить без лишних посредников и манипуляций», — считает Артём. Зато теперь в «Небо» можно будет обсуждать различные вопросы на форумах, создавать голосовые темы в разделах и прослушивать мнения других пользователей.
«По состоянию здоровья, финансовому положению, незнанию, инвалиды не всегда могут обратиться к психологам и юристам. Также им часто нужна справочная информация. Поэтому я решил, что в обновлённой социальной сети „Небо“ должны оказываться консультации такого рода», — делится Артём.
Екатерина Краснова работает психологом республиканского центра социальной реабилитации слепых и слабовидящих, также учится в аспирантуре и пишет диссертацию. Своё свободное время она решила посвятить психологическим консультациям по телефонной социальной сети и стала волонтёром.
«Чаще всего у незрячих встречаются негативизм („всё плохо и никому мы не нужны“), пассивно-иждивенческая жизненная позиция („я инвалид и мне все должны“), заниженная самооценка („я инвалид, куда мне, я ничего не смогу“), проблемы поиска спутника жизни. Через аудио-меню нуждающиеся в консультации пользователи найдут раздел „психологическая помощь“, оставят сообщение. В ближайшее время я его прослушаю и свяжусь с абонентом по „Небо“ или другим оставленным контактам. Помощь будет оказываться анонимно и конфиденциально, только я смогу прослушивать сообщения», — рассказывает Екатерина.
Психолог считает, что благодаря социальной сети для незрячих многие в этом мире станут счастливее.
«Мы познакомились благодаря „Небо“ год назад, — рассказывают Антон и Марина Карасёвы. — Антон не видит с детства, а Марина попала в аварию на трассе и сейчас не может ходить. Но, кроме физической боли, угнетала боязнь одиночества. Теперь мы счастливы вместе».
Смотрите также:
- Владимир Долгов: «Google никогда не знает, о чем мы спросим, мы никогда не знаем, что он ответит» →
- Опасные отношения в сети. Эксперт о том, чего нельзя делать в интернете →
- Основы Facebook: как зарегистрироваться и заполнить профиль →