Еще несколько лет тому назад Светлана и не думала менять родные березы на голландские тюльпаны. В Москве была неплохая работа, в родном Барнауле — недвижимость. Но, поездив по миру, она поняла, что хочет круто поменять свою жизнь, и в 2013 году переехала в Нидерланды, которые до этого предусмотрительно посетила 6 раз (надо же было удостовериться в правильности собственного выбора). Увы, на деле оказалось, что эмиграция не имеет ничего общего с туризмом. В новой стране 43-летней россиянке пришлось в буквальном смысле начинать свою жизнь с чистого листа.
Про несбывшиеся ожидания
Приехав в Голландию, я думала, что тут же найду работу. В тот период бизнес-сотрудничество между нашими странами активно развивалось, и на сайтах по трудоустройству была масса вакансий для русскоязычных граждан. Но сначала санкции существенно замедлили деловую активность, а потом я узнала, что для работодателей здесь критически важно не только наличие соответствующего опыта, но и профильного образования. В России такой проблемы нет. Я легко работала менеджером по организации выставок, имея при этом педагогический диплом.
Мне казалось, что специалист моего уровня будет в любом случае востребован в выставочном бизнесе. Даже если я не смогу сразу устроиться на работу, то хотя бы обеспечу себя стажировкой, чтобы получить рекомендации, а потом и место. Но не тут-то было! На стажировку берут не просто желающих, а только тех, кто окончил соответствующее учебное заведение, т.е. мне нужна была хотя бы корочка о курсах по маркетингу, которой, естественно, не было.
При этом меня так же не могли просто посадить на кассу в каком-нибудь магазине или обеспечить любой другой, не требующей квалификации работой, ведь я человек с высшим образованием. Голландцы мыслят логически: если у тебя есть диплом, значит, ты временный человек на этой должности. Неквалифицированный труд в этой стране — прерогатива людей без высшего образования. По этой причине я первое время продолжала дистанционно работать на российскую компанию.
Про работу на себя
Несмотря на свое педагогическое образование, в России я отработала по нему только два года, еще в 90-е. В Голландии оно мне вновь пригодилось. Я фактически вернулась к тому, с чего начинала. Дело в том, что здесь много двуязычных детей, русские мамы которых чаще всего стремятся поддерживать родной язык на хорошем уровне. В русских школах обучаются больше 4 тысяч человек, и я попала в одну из них в качестве преподавателя. Позже на этой же основе мне удалось организовать свой личный проект — музейная педагогика, я веду экскурсии для детей на русском языке.
На сегодняшний день я подтвердила все свои дипломы и кандидатскую степень, но у меня нет порыва искать работу. Я развиваю свое дело. В среднем, если ты не являешься серьёзным менеджером, программистом, либо каким-то редким специалистом, твоя заработная плата будет примерно 2200-2500 евро. За счет того, что в Голландии очень высокие налоги (до 50% с определенной суммы) на руки вы получите куда более скромную сумму. Поэтому не вижу смысла работать на кого-то, лучше уж работать на себя и заниматься любимым делом. На сегодняшний день я зарабатываю около 1200 евро.
Про расходы
Конечно, 1200 евро — небольшая сумма, это обычный прожиточный минимум. Его хватает с трудом, поскольку жизнь здесь недешевая. Аренда жилья со всеми коммунальными платежами минимально обойдется в 700 евро. Причем за эти деньги вы сможете снять небольшую студию, но не в самом Амстердаме. Ежемесячные отчисления за медицинскую страховку — 120 евро (отказаться от нее я не имею права), добавьте сюда проезд на транспорте, оплату телефона и т.д. Обязательных платежей набирается как минимум на 300 евро.
Для того, чтобы чувствовать себя более или менее свободно, необходимо зарабатывать порядка 2000 евро. Совсем замечательно, если доход на одного члена семьи выше этой суммы, и вы не снимаете жилье, а платите за ипотеку, поскольку здесь она дешевле, чем аренда.
Про национальную черту
У местных есть термин zesjescultuur, который в переводе на русский означает — «посредственность, на троечку». В нашем менталитете «троечка» — это не очень хорошо, она как бы говорит, что вы еще ничего не сделали, не приложили никаких усилий. Для голландцев «на троечку» — уже замечательно, этого достаточно! Такое отношение к жизни пронизывает все общество. Русские (по крайней мере, мое поколение) предъявляют к себе больше требований: ты лучше не делай, либо делай хорошо. Здесь все иначе: сделал кое-как — слава богу, какой ты молодец!
Например, в школе на доске почета висят работы учеников, которым по 13 лет. В моем понимании они сделаны на уровне шестилеток. И когда этих детей хвалят, я про себя думаю: «Это же позор!».
Еще один яркий пример: сын моей знакомой — чемпион по бальным танцам в Голландии. Однако стоит ему приехать на любые международные или даже европейские соревнования, он вылетает в первом же туре. А все потому, что средний уровень в Голландии — очень слабый. Соперники из других стран оказываются намного сильнее.
Главный подход для голландцев: все должны получать удовольствие от того, что делают. И не важно, что при этом никто не достигает никакого результата. Если вы придете заниматься бальными танцами, живописью, пением, любым видом творчества, будете платить за это деньги, а вас ничему не научат — это нормально. В России требования к тем, кому мы платим деньги, кардинально отличаются.
Про странности
В Голландии принято самому озадачиваться вопросом своих же похорон. Еще при жизни человек заключает договор с кладбищем, выбирает там место. Когда он умирает, родственникам просто остается открыть конверт, в котором написано всё до мельчайших деталей: какую музыку играть на похоронах, где стоять, во что одеться и т.д. Остается снять деньги со счета, которые, опять же, должен был заранее оставить усопший и выполнить все по списку.
Однажды я попала на похороны. Там запрещено выносить гробы на себе, для этих целей необходимо нанимать людей. И вот, когда они положили гроб на растяжках, все присутствующие развернулись и пошли пить кофе. Я спросила: «а почему вы не закопали усопшего?». А мне говорят: «Ой, вы знаете, это же так грустно, когда вашего близкого человека опускают в землю и закапывают, так печально». Но разве в этой ситуации должно быть как-то иначе? На мой взгляд, это махровый эгоизм.
Про голландцев
По своим климатическим условиям Голландия — холодная страна, в отличие, например, от той же Испании, Франции, Италии, где люди большую часть времени стараются проводить на улице. Для голландцев характерно сидеть дома, своим закрытым кругом, маленькой семьёй: муж, жена, дети. Без бабушек и дедушек, которые всегда живут отдельно. Семьи собираются вместе редко, например, по каким-то праздникам.
При этом люди очень любят поговорить. Это касается транспорта и любого другого общественного места. Если вы зашли в поезд и видите, как два человека оживлённо беседуют, это совершенно не значит, что они знакомы. Вполне может быть, что диалог завязался с банального: «Какая у вас прекрасная сумка».
Про медицинское обслуживание
За четыре года проживания здесь, я, безусловно, обращалась за медицинской помощью, мне даже делали небольшую операцию на ногах. Сразу замечу, что оборудование и специалисты в клиниках — прекрасные, доброжелательные, все на высшем уровне. Но есть один момент, который лично меня смущает: любая ошибка врача компенсируется страховкой. Вам неудачно сделали операцию? Ничего страшного, сделают еще разок. И неважно, что вы по этой причине в четвертый раз получите наркоз, а потом будете несколько месяцев восстанавливаться. Моему близкому знакомому два раза проводили операцию сначала на одном колене, а потом на другом, после каждого такого хирургического вмешательства (их было в общей сложности 4, хотя могло быть в два раза меньше!) ему потребовалось очень много времени на реабилитацию. Но это не проблема врачей, это проблема пациента, которая мало кого волнует.
Про воспитание детей
С малых лет родители спрашивают мнение ребенка практически по любому поводу. Я как-то наблюдала картину, когда двухлетний малыш допил сок, и мама поинтересовалась: «Ты хочешь еще играть с этой бутылочкой, или я могу ее выбросить?».
Наряду с этим есть другая особенность. Голландки выходят на работу уже спустя 3-4 месяца после родов, им некогда заниматься детьми, а потому они с младенчества и до 4 лет ходят в памперсах! Вы даже не догадываетесь, насколько здесь популярны книжки на тему: «Как в 4 года отучить ребенка от памперсов». Русскоязычные мамаши, естественно, стараются приучить свое чадо к горшку, но в местных детских садах их просто нет, потому что всем очень удобно, когда ребенок ходит в памперсе. То, что он не развивается, не понимает в 4 года, хочет он писать или не хочет, потому что делает все это под себя, никому не интересно.
В кружки местные дети почти не ходят, дополнительное образование не в почете. Шахматами, музыкой занимаются в основном китайцы, индусы, русские, но не голландцы. До 12 лет в местных школах не задают никаких домашних заданий. Все чудесно, ребенок бегает и играет в футбол. Кстати, по данным одного опроса, который проводили пару лет назад, выяснилось, что мальчики здесь мечтают стать великими футболистами, а девочки — женами футболистов. Увы, никто не хочет быть космонавтом, юристом, художником, или еще кем-нибудь.
Про мигрантов
В Голландии есть замечательный закон, который не позволяет ночевать на улице, даже в собственной машине. В том же Париже, Дублине, любом другой европейском городе мигранты легко спят в центре города, попрошайничают и т.д.
Если ты хочешь жить в этой стране, ты должен как минимум сдать отпечатки пальцев и выучить язык. Это в Германии мигрант может заявить, что его религиозные устои не разрешают ему сдавать отпечатки, в Голландии этот номер не пройдет: «Не хотите — не надо. Поезжайте в ту страну, где можно жить, минуя эту обязательную процедуру». В этом смысле контроль более жесткий, а потому очень многие люди, которые хотели какой-то «халявы», давно уехали.
Первая волна беженцев вызывала большое сочувствие со стороны жителей. Например, родственники моего друга приглашали на Рождественский обед двух мигрантов, угощали их, пытались с ними общаться. По телевидению пропагандировался лозунг: «Прими беженца». Люди относились к мигрантам с большим сочувствием и добротой. Все стало меняться, когда по отношению к собственному населению страны начали принимать существенные изменения в социальной политике. Плюс события в Германии (нападение на женщин, теракты) открыли людям глаза: в страну приехали не только беженцы от войны, но и любители халявы (больше половины всех мигрантов), которым нужны пособия. Тогда лидеры политических партий выступили за принятие более жестких мер по отношению к мигрантам. Если раньше можно было претендовать на голландский паспорт уже через 5 лет пребывания в стране, то сейчас почти принят закон, который увеличивает этот срок до 7 лет.
Конечно, пока никаких серьезных демонстраций по этому поводу не было. Но когда в маленьком городке Гелдермалсен с населением в 10500 человек решили построить убежище для беженцев на 1500 мест (самое большое в Нидерландах), люди выступали «против», причем это вылилось в столкновение с полицией и представителями местной администрации. И все же это пока единичные случаи. Хотя выборы уже в марте. Одним из явных претендентов на победу называют Герта Вилдерса. Это аналог Трампа, выступающий под лозунгом «Голландия для голландцев». Если еще несколько лет тому назад его мнение казалось радикальным, то сейчас у него есть все шансы быть принятым, поэтому посмотрим, что будет дальше.